А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Ахматова > А А Ахматова Война и послевоенные годы Итог жизни и творчества «Поэма без героя»
А А Ахматова Война и послевоенные годы Итог жизни и творчества «Поэма без героя» - сочинение


Цель: Ознакомить учащихся с особенностями творчества А. А. Ахматовой во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы; показать, как история страны преломляется и отражается в её творчестве; совершенствовать навыки и умения анализа и интерпретации лирического произведения как художественного целого; способствовать обогащению духовно-нравственного опыта и расширению эстетического кругозора учащихся. Оборудование: Портреты А. А. Ахматовой и её близких, сборники стихов А. А. Ахматовой, текст поэмы «Поэма без героя», стихотворения И. а. Бродского, Е. а. Евтушенко, м. И. Цветаевой (см. в уроке), Высказывания об А. А. Ахматовой (на доске). Прогнозируемые Результаты: Учащиеся выразительно читают стихотворения А. А. Ахматовой, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка, определяют мотивы и темы творчества А. А. Ахматовой во время Великой Отечественной войны и в послевоенные годы; интерпретируют стихотворения; отмечают своеобразие лирической героини в поэзии А. А. Ахматовой. Тип урока: Комбинированный (урок-диалог). ХОД УРОКА I. Организационный Этап II. Актуализация Опорных Знаний Беседа ♦ Какие темы, образы, конфликты привлекают внимание А. А. Ахматовой в ранний период творчества (сборники «Вечер», «чётки»)? Как изменялись тематика, настроения, ритмика в более поздних произведениях поэтессы? ♦ В чём своеобразие поэтического языка стихотворения «Смятение»? Отметьте логические «сбои», неожиданные переходы, паузы, необычный выбор союзов, знаков препинания в этом стихотворении. чем они могут быть обоснованы? ♦ В чём своеобразие жанра и композиции поэмы «реквием»? Какую роль играют в ней «Эпиграф», «Посвящение» и «Эпилог»? ♦ Какие строки поэмы «реквием» более всего напомнили вам раннее творчество А. А. Ахматовой? III. Постановка Цели И Задач Урока. Мотивация Учебной Деятельности Учитель. Война застала а. а. ахматову в ленинграде. Судьба её в это время по-прежнему складывалась тяжело: вторично арестованный сын находился в заключении, хлопоты по его освобождению ни к чему не приводили. Известная надежда на облегчение жизни возникла перед 1940 г., когда ей было разрешено собрать и издать книгу избранных произведений. Но А. А. Ахматова не могла включить в неё ни одного из стихотворений, напрямую касавшихся тягостных событий тех лет. между тем творческий подъём продолжал быть очень высоким, и, по словам поэта, стихи Шли сплошным потоком, «наступая на пятки друг другу, торопясь и задыхаясь…» Анна Андреевна писала, что именно с 1940 г. — со времени поэмы «Путём всея земли» и работы над поэмой «реквием» — она стала смотреть на всю через минувших событий как бы с некоей высокой башни. В годы войны наряду с публицистическими стихами («Клятва», «мужество» и др.) поэтесса пишет и несколько произведений более крупного плана, в которых она осмысливает всю историческую значимость революционного времени, вновь возвращается памятью к эпохе 1913 г., заново пересматривает её, судит, многое — прежде дорогое и близкое — решительно отбрасывает, ищет истоки и следствия. Это не уход в историю, а приближение истории к трудному и тяжкому дню войны, своеобразное, свойственное тогда не только ей историко-философское осмысление развернувшейся на её глазах войны. Творческим синтезом поэтического развития А. А. Ахматовой является «Поэма без героя», над которой она работала более двадцати лет (1940-1962). личная судьба поэта и судьба её «поколения» получили здесь художественное освещение и оценку в свете исторической судьбы не только современников, но и её родины. IV. Работа Над Темой Урока 1. Заслушивание сообщений учащихся «война в судьбе и поэзии Ахматовой» 2. Слово учителя — Во время Великой Отечественной войны А. А. Ахматова была эвакуирована в ташкент, в ленинград вернулась в 1944 г. В годы войны тема родины становится ведущей в её лирике. В стихотворении «мужество», написанном в феврале 1942 г., судьба родной земли связывается с судьбой родного языка, родного слова, которое служит символическим воплощение духовного начала России: Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова,— И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём Навеки! Во время войны на первый план выдвинулись общечеловеческие ценности: жизнь, дом, семья, родина. многие считали невозможным возврат к довоенным ужасам тоталитаризма. так что идея стихотворения «мужества» не сводится к патриотизму. Духовная свобода навеки, выраженная в вере в свободу русского слова,— вот ради чего народ совершает свой подвиг. 3. аналитическая беседа по стихотворению «мужество» ♦ К чему призывает поэтесса своих соотечественников? ♦ Почему стихотворение имеет такое название — «мужество»? ♦ Отчего поэт придаёт такое великое значение слову и родному языку? 4. Сопоставление стихотворения в прозе «русский язык» И. С. Тургенева и стихотворения «мужество» А. А. Ахматовой (в парах) ♦ Какое чувство объединяет оба произведения? ♦ Какие сходные образы и мотивы есть в этих стихотворениях? 5. обобщение учителя — творчество А. А. Ахматовой периода Великой Отечественной войны оказалось во многом созвучным официальной советской литературе того времени. За героический пафос поэта поощряли: позволили выступить по радио, печатали в газетах и журналах, обещали издать сборник. А. А. Ахматова была в смятении, поняв, что «угодила» власти. В годы войны «культурным» героем ахматовской лирики становится Петербург — Петроград — ленинград, трагедию которого поэт переживает как глубоко личную. А. А. Ахматовой казалось, что войну она не переживёт. Именно тогда поэтом было много написано о Конце, последнем сроке, «последней странице» судьбы. Время научило её и в жизни, и в творчестве быть «мужественно жестокой» (Л. К. Чуковская). В некоторых стихотворениях А. А. Ахматова исследует диалектику Конца, который приближается постепенно, но распознается людьми не сразу. логике художника была близка триада (историческое событие в сознании поэта одновременно представало как бы в трёх проекциях — предыстория, «настоящая» исто рия и Высший суд над ней). Конец, по А. А. Ахматовой, наступает также в три этапа; процесс неотвратим, а ситуация неразрешима потому, что человек не в состоянии её контролировать. Истоки Конца скрыты от наших глаз, мы пассивные свидетели только третьего этапа — или финала. В эвакуации и после возвращения в Ленинград поэт пишет «три осени» (1943) и «Есть три эпохи У воспоминаний…» (1945). Первое — трагические размышления об исходе жизни, второе — одно из самых мужественных и жестоких стихотворений ХХ в. — посвящено концу памяти. Страшнее смерти, по А. А. Ахматовой, может быть только забвение. 5. Заслушивание сообщения учащихся «творчество поэтессы в первое послевоенное десятилетие» 6. Работа над идейно-художественным содержанием поэмы «Поэма без героя» 1) Рассказ учителя — «Поэма без героя» создавалась на протяжении многих лет. «Первый раз она пришла ко мне в Фонтанный Дом,— пишет о ней А. А. Ахматова,— в ночь на 27 декабря 1940 г., прислав как вестника ещё осенью один небольшой отрывок. Я не звала её. Я даже не ждала её в тот холодный и тёмный день моей последней ленинградской зимы. Её появлению предшествовало несколько мелких и незначительных фактов, которые я не решаюсь назвать событиями. В ту ночь я написала два куска первой части («1913 год») и «Посвящение». В начале января я почти неожиданно для себя написала «решку», а в ташкенте (в два приёма) — «Эпилог», ставший третьей частью поэмы, и сделала несколько существенных вставок в обе первые части. «Я посвящаю эту поэму памяти её первых слушателей — моих друзей и сограждан, погибших в ленинграде во время осады. Их голоса я слышу и вспоминаю их отзывы теперь, когда читаю поэму вслух, и этот тайный хор стал для меня навсегда оправданием этой вещи» (А. А. Ахматова). Это произведение — раздумья поэта о своей эпохе и своей судьбе, о прошлом и настоящем. минувшее помогает анне андреевне осмыслить настоящее. Поэт погружается в глубины воспоминаний, она как бы вновь возвращает к жизни явления, события и чувства, которые ушли в прошлое. Память для поэта — это непрерывная жизнь души, но часто воскреснувшее прошлое несёт в себе и внутренний драматизм, сожаление о несбывшемся, о невосполнимых потерях, к которым сердце не может быть равнодушным.«Поэма без героя» — произведение трагедийное, однако трагизм скрашивается оптимизмом финала, который воспевает человеческие стойкость, гуманизм и сострадание. тяжёлое, горестное и страшное время, пережитое россией и её народом, преобразилось в «Поэме без героя» в прекрасные поэтические строки. В этом — великая тайна подлинной поэзии, в которой поэт выражает самое заветное и сокровенное. 2) Аналитическая беседа ### А. А. Ахматова в одном из писем утверждала: «тем же, кто не знает некоторые «петербургские обстоятельства», поэма будет непонятна и неинтересна». О каких «петербургских обстоятельствах» идёт речь? Какие реальные события и лица стали поводом для лирических раздумий героини поэмы? ### В чём своеобразие замысла «Поэмы без героя», её жанра и композиции? ### Каким предстаёт Серебряный век в «Поэме без героя»? Какие строки поэмы, на ваш взгляд, особенно ярко характеризуют «серебряный век»? ### Как вы объясните смысл названия «Поэма без героя»? Как решается в поэме проблема героя? Какой образ в поэме может рассматриваться как явный антигерой? 3) Проблемный вопрос ### Современный исследователь р. Д. тименчик важнейшими темами «Поэмы без героя» называет «познание» и «самопознание». Какие фрагменты и образы в поэме подтверждают данное суждение? Как связаны с авторским замыслом «Поэмы без героя» цитаты из романа а. С. Пушкина «Евгений Онегин»? 4) Обобщение учителя — «Поэма без героя» кончается на самом тяжёлом времени войны. Воскресив в её начальной главе далёкий 1913 г., осознав и запечатлев, как всегда, бескомпромиссно и сурово, внутренние повороты своей жизни, ахматова пришла в «Эпилоге» к великому и нетленному образу родины, вновь стоящей на самом переломе двух грандиозных эпох. Поэма как начиналась, так и кончается трагедийно, но трагедийность «Эпилога» существенно отличается от самой атмосферы «Петербургской повести». В «1913 годе» героиня, вовлекаемая в хоровод призраков, нередко находилась на грани трагической опустошённости. Видения прошлого вызывали у неё сознание трагической вины, как бы сопреступления, соучастия в некоей общей драме, где она тоже сыграла свою — и немаловажную — роль. В «Эпилоге» автор, не забывая о прошлых и тяжких для души наслоениях времён, целиком отдаётся сегодняшнему дню. Заботы и треволнения, новая, на этот раз всеобщая и потому несравненно более серьёзная, народная беда волнуют а. а. ахматову в чрезвычайной степени. Образ воюющей России, возникающий в «Эпилоге» как торжественный венец всей поэмы, достойно и логично заканчивает это обширное поэтическое создание Ахматовой — одно Из самых серьёзных и интересных произведений современной русской поэзии. 7. Заслушивание сообщения учащихся «Конец творческого пути. итоги жизни А. А. Ахматовой» 8. «Практикум начинающего литературоведа» (работа в мини-группах) Задание для 1-й группы. Сравните стихотворение И. а. Бродского «День кончился, как если бы она…», посвящённое А. А. Ахматовой, и стихотворение Е. а. Евтушенко «Памяти ахматовой». Как решают авторы проблему отношения поэта и времени? Задание для 2-й группы. Прочитайте и проанализируйте стихотворения А. А. Ахматовой «можжевельника запах сладкий…» и м. И. Цветаевой «Белое солнце и низкие, низкие тучи…». Какая тема объединяет их? В чём своеобразие художественных средств, использованных поэтами для раскрытия этой темы? Задание для 3-й группы. По словам м. И. Цветаевой, а. а. Блок сказал об А. А. Ахматовой: «ахматова пишет стихи так, как будто на неё глядит мужчина, а нужно их писать так, как будто на тебя смотрит Бог». разделяете ли вы точку зрения великого поэта? Опровергните её или отыщите в стихах А. А. Ахматовой доказательства его правоты. Задание для 4-й группы. В 1923 г. Б. м. Эйхенбаум, исследователь творчества А. А. Ахматовой, писал: «Поэзия ахматовой — сложный лирический роман». На «романность» её лирики указывал и В. В. Гиппиус в 1918 г.: «Эта лирика пришла на смену умершей или задремавшей форме романа». В каких лирических циклах или поэмах А. А. Ахматовой можно найти подтверждение этим наблюдениям? Обоснуйте своё мнение. Задание для 5-й группы. Об афористичности поэтического языка А. А. Ахматовой писали многие критики. Выпишите строчки ахматовских стихов, ставшие афоризмами, сгруппируйте их по темам. Какие темы преобладают: любовные, философские, связанные с природой, культурой и искусством? Какие представления автора о жизни и искусстве нашли отражение в этих афоризмах? 9. Презентация результатов работы представителями групп V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока Заключительное слово учителя — трудным и сложным был путь анны Андреевны Ахматовой. Начав с акмеизма, но оказавшись уже и тогда значительно шире Этого довольно узкого направления, она пришла в течение своей долгой и тяжёлой жизни к реалистичности и историзму. титулованная когда-то званием «Сафо XX столетия», она действительно вписала в великую Книгу любви новые страницы. Её главным достижением и индивидуальным художественным открытием была, прежде всего, любовная лирика. Страсти, бушующие в сжатых до алмазной твёрдости ахматовских любовных миниатюрах, всегда изображались поэтессой с величайшей психологической глубиной и точностью. В этом несравненном психологизме постоянно напряжённого и драматического чувства она была прямой и достойнейшей наследницей великой русской классической литературы. Недаром так часто оглядывалась она на творения великих русских мастеров — от а. С. Пушкина до а. а. Блока. Не прошла А. А. Ахматова и мимо психологической прозы Н. В. Гоголя, Ф. И. Достоевского, л. Н. толстого. многообразно разветвлённые традиции и влияния западных и восточных литератур также вошли в своеобразный ах-матовский стих, упрочив и укрепив его общечеловеческую культурную основу. И это всё о ней Твардовский писал, что «лирика ахматовой — это меньше всего так называемая дамская, или женская, поэзия. Даже в ранних книгах поэтессы мы видим всеобщность изображённого переживания, а это первый признак подлинного, большого и высокого искусства» «Она вылила в искусство,— писала об ахматовой л. рейснер,— все мои противоречия, которым столько лет не было исхода. теперь они — мрамор, им дана жизнь вне меня, их гнетёт и соблазн перешёл в пантеон. Как я ей благодарна! а в общем, эти книги и радуют, и беспокоят, точно после долгой разлуки возвращаешься — на минуту и случайно — в когда-то милый, но опостылевший, брошенный дом» Б. м. Эйхенбаум писал в одной из своих рецензий: «Поэзия ахматовой — сложный лирический роман. мы можем проследить разработку образующих его повествовательных линий, можем, говорить об его композиции, вплоть до соотношения отдельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому мы испытали характерное чувство интереса к сюжету — к тому, как разовьётся этот роман» М. Шагинян писала, что «ахматова умеет быть потрясающе народной, без всяких квази, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи… Изысканная петербуржанка, питомица когда-то модного акмеизма, такая модная и сама,— она таит под этой личиною чудеснейшую, простейшую, простонародную лирику, воистину простонародную и вечную именно в этом, неувядаемом, подпочвенном её естестве» Поэзия А. А. Ахматовой — неотъемлемая часть современной русской, советской и мировой культур (обращение к высказываниям, расположенным на доске). VI. Домашнее Задание 1. Творческое задание: ♦ подготовить развёрнутый письменный ответ на вопрос: «что открыла мне поэзия А. А. Ахматовой?»; ♦ подготовить устные рецензии о понравившихся стихотворениях А. А. Ахматовой, составленные как на основе собственных впечатлений, так и обобщений учителя. 2. Прочитать повесть а. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». 3. Индивидуальное задание. Подготовить «литературные визитки» о жизни и творчестве а. И. Солженицына (2-3 учащихся); сообщение «История создания, появления повести «Один день Ивана Денисовича» в печати и общественный резонанс, вызванный её публикацией» (1 учащийся).






У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Анна Андреевна Ахматова

Анна  Андреевна  Ахматова


Сочинение по теме А А Ахматова Война и послевоенные годы Итог жизни и творчества «Поэма без героя», Ахматова
Близкие сочинения


Из этой книги

Популярные сочинения