А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Беляев > О жизни и творчестве А Р Беляева
О жизни и творчестве А Р Беляева - сочинение


Современную библиотеку научно-фантастической ли­тературы невозможно представить без книг Александра Романовича Беляева. Написанные в 20—30-е годы минувшего столетия, они уверенно прошли про­верку временем — особенно трудную для научно- фантастического жанра. Ведь научная фантасти­ка, непосредственно соотносимая читателями с современным уровнем развития науки и техники, куда более подвержена устареванию, чем другие литературные жанры. На фоне стремительного раз­вития научно-технической мысли самые смелые идеи иных фантастов через незначительный промежуток времени легко превращаются в наивные детские фантазии. И, следовательно, для того чтобы стать «долгожителем», произведение данного жанра должно содержать в себе нечто, не зависящее от темпа развития науки и ее достижений. Это нечто безусловно присутствует в лучших беляевских произведениях. А. Р. Беляев родился в Смоленске в семье священника. Следуя своим убеждениям, отец отправил его учиться в духовную семинарию. Александр ее окончил, однако в священники не пошел. Вместо этого юноша поступил в юридический лицей, который обеспечил ему возможность впоследствии самостоятельно зарабатывать на жизнь. Впрочем, юридическая служба была ему так же чужда, как и сан священника. С детства влюбленный в героев Жюля Верна, Александр мечтал о жизни, полной приключений, опасностей и великих свершений. В духе любимых героев Беляев отважно принимался за осуществление своих мечтаний. Он хотел летать — и пытался этого достичь, поначалу прыгая с крыши с большим зонтом или с самодельным парашютом, а затем совер­шая прогулки по воздуху на планере, аэроплане и гидроплане. Его влекло к техническим новинкам — и он попробовал создать стереоскопический проекционный фонарь, аналог которого, по его словам, был изобретен в Америке лишь спустя двадцать лет. Пристрастие к научному эксперименту стало одним из источников художественной фантазии этого писателя. Другим ее источником был мир искусства, к которому Александр приоб­щился с юных лет. Он получил музыкальное образование по классу скрипки и некоторое время подрабатывал игрой на этом инструменте. Пятнадцать лет жизни Беляев отдал театру в качестве актера, режиссера и театрального критика. Показательно, что первое заграничное путешествие он посвятил изучению истории искусств. Глубокое знакомство с музыкой и театром наложило свой отпечаток на развитие творческой личности писателя. Неуемная любознательность, жажда действия и новых впечатлений побуждали его без устали испытывать себя в новых занятиях и профессиях, переезжать с места на место. Но на тридцать первом году жизни все изме­нилось: внезапная тяжелая болезнь — туберкулез позвоночника — превра­тила молодого, полного энергии человека в инвалида, ограниченного в передвижениях и страдающего от приступов жестокой боли. В первый период борьбы с болезнью Беляев вынужден был пролежать в гипсе несколько лет. Тогда-то он и задумал свое первое научно-фантастическое произведение, рассказывающее о талантливом, но безнравственном ученом, который оживил голову своего наставника, профессора Доуэля, и заставил ее «генерировать» научные идеи. Под названием «Голова профессора Доу­эля» этот рассказ был опубликован в журнале «Всемирный следопыт» (через много лет автор его переработал и превратил в одноименный ро­ман). Так начался творческий путь писателя. Вскоре после публикации рассказа «Голова профессора Доуэля» о его авторе заговорили все, начиная от ярых поклонников фантастики, востор­гавшихся богатством вымысла писателя, и заканчивая специалистами- медиками, всерьез обсуждавшими затронутые им научные проблемы. Мало кто из тогдашних почитателей рассказа догадывался о том, что за фан­тастическим сюжетом жизни «головы без тела» скрывается реальный опыт человека, в течение многих месяцев прикованного к постели. Многие читатели восприняли публикацию «Головы профессора Доуэля» как свиде­тельство того, что на просторах русскоязычной литературы появился свой Жюль Верн. И они не ошиблись. Не только по общей тематической направленности произведений, но и по широте охвата изображаемых явлений, по смелости фантазии и даже по интенсивности писательской работы Беляев действи­тельно встал вровень со своим знаменитым французским предшествен­ником. Вслед за «Головой профессора Доуэля» в том же году и в том же журнале была напечатана его научно-фантастическая повесть «Последний человек из Атлантиды», в которой обыгрывалась одна из популярных гипотез о существовании цивилизации атлантов, будто бы погибшей вследствие глобального природного катаклизма. В следующем году пи­сатель издал первый сборник своих рассказов, а еще через два года — роман «Человек-амфибия», ставший, говоря на современном языке, настоящим бестселлером конца 20-х годов. Меньше чем за двадцать лет интенсивной работы А. Р. Беляев создал целую библиотеку замечательных книг для юно­шества, насчитывавшую более семидесяти произведений, в том числе — тринадцать романов. В своих произведениях писатель предвосхитил немало научных откры­тий и технических изобретений. Например, в «Звезде КЭЦ» он, по сути, представил прообраз современных орбитальных станций; в «Человеке-амфибии» и «Голове профессора Доуэля» — коснулся вопроса трансплан­тологии; в «Вечном хлебе» — предсказал некоторые открытия биохимии и генетики; во «Властелине мира» — очертил возможности телепатии; в «Продавце воздуха» — смоделировал вполне вообразимую, с точки зрения нынешней экологии, ситуацию, когда чистый воздух на Земле может стать предметом купли-продажи... В этих и многих других произведениях проявилась поразительная научная интуиция А. Р. Беляева, позволявшая ему не только улавливать перспективные линии развития научно-техничес­кой мысли, но и в целом верно прогнозировать последствия их развития. Недаром научное чутье этого писателя признавал гениальный ученый-изобретатель К. Э. Циолковский. Рядовых же читателей книги Беляева привлекали и продолжают привлекать сочетанием лучших черт научной фантастики: острым динамичным сюжетом, наличием продуктивной на­учной идеи, оригинальностью фантастических картин, убедительными прогнозами будущих научных открытий, постановкой серьезных нравствен­ных проблем. Очевидный для широких читательских кругов талант Беляева, к сожале­нию, не был понят современной ему критикой. Вопреки огромному чита­тельскому вниманию, советские «акулы пера» в 30-е годы организовали в прессе настоящую травлю писателя. Можно представить, каково было Беляеву читать пренебрежительно-критические отклики на творчество, дававшееся ему ценой невероятных усилий. Вполне возможно, что, если бы писатель получил официальное признание, то власти не бросили бы его, беспомощного инвалида, умирать от голода в немецкой оккупации, не допустили бы того, чтобы его архив исчез, а место его захоронения так и осталось неизвестным. Трагическая судьба этого разнообразно одаренного человека может служить одним из бесчисленных свидетельств того, сколь горек бывает писательский удел в обществе, неспособном должным образом ценить людей, которые своими талантом и трудом создают его культуру. Однако его посмертная популярность тоже может служить свидетельством того, что раньше или позже к настоящему таланту приходит и настоящее признание.




Еще сочинения из раздела Александр Романович Беляев


У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Александр Романович Беляев

Александр Романович  Беляев


Сочинение по теме О жизни и творчестве А Р Беляева, Беляев



Популярные сочинения

  1. Рўрћр§р
  2. Сочинение Дубровский
  3. Сочинение мой Пушкин
  4. Сочинение письмо другу
  5. Сочинение про
  6. Сочинение на тему горе от ума
  7. Сочинение стилизация Дубровский
  8. Придуманная сказка про милосердие
  9. Сочинения про осень
  10. Сочинение по творчеству Пушкина 10 класс
  11. Сочинения на темы дружба и вражда
  12. 3 р
  13. Современные Ромео и Джульетта сочинение
  14. Сочинение по комедии недоросль стародум
  15. Особенности композиции картины пластова летом
  16. Сравнительная характеристика Лизы и Эраста
  17. Сочинение на тему что я люблю