А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Блок > Лирический герой в поэзии А А Блока
Лирический герой в поэзии А А Блока - сочинение


Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное тече­ние, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и XX веков, обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературе множество замечательных произведений, среди ко­торых поэзия Блока. Образы, созданные им, занимают особое место. Своеобразие позиции поэта во многом уже проявилось в первые годы его творче­ства. Характерно в этом отношении стихо­творение «Фабрика». С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальнос­ти, к социальной тематике уже говорит са­мо за себя. С другой стороны, символика стихотворения также весьма показатель­на. Стихотворение рисует три образа: со­бравшихся у ворот людей, кого-то недвиж­ного, черного, считающего пришедших, и, наконец, лирического героя, говорящего: «Я вижу все с моей вершины...» Нахожде­ние на вершине — это как бы начальная точка творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим лирическим геро­ем к реализму. Ранние стихотворения Блока связаны с образом Прекрасной Дамы. Его рас­крытию и постижению поэт посвятил це­лый цикл стихов. Перед читателем от­крывается особый мир влюбленного че­ловека, влюбленного поэта (ведь не секрет, что этот цикл был посвящен Лю­бови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта). Поэт преклоняется перед идеа­лом красоты и женственности и ощуща­ет себя рыцарем, отдающим жизнь слу­жению своей Даме. В стихотворении «Вхожу я в темные храмы...», поводом для создания которого стала встреча Блока с Л. Д. Менделеевой в Исаакиевском соборе, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пушкинской Мадонной. Это «чистей­шей прелести чистейший образец». Ли­рический герой этого периода творчест­ва Блока — романтик, для которого лю­бовь — высшая ценность. Образ-символ получил другое осве­щение в стихотворении, ставшем сим­волом самого поэта, — «Незнакомке». Тему этого стихотворения можно опре­делить следующей фразой: идеал при­ходит в соприкосновение с отталкиваю­щей реальностью. Эту двойственность поэт отразил и в композиции произве­дения: оно делится на две части. Первая часть пронизана настроением ожидания «друга единственного» — мечты, иде­альной Незнакомки. Но место встречи с ней — трактир. Умело нагнетая описа­нием пейзажа, использованием звуко­вого ряда ощущение пошлости происхо­дящего, автор мотивирует состояние лирического героя. Появление Незна­комки во второй части на время преоб­ражает действительность для героя, что в художественном плане выражается в перемене всех оценочных эпитетов, образов природы на противоположные. Они как бы освещены с другой стороны. Итог же — возврат в реальный мир, не­возможность спрятаться в забытьи. Единственное возможное — продлевать его: «Ты, право, пьяное чудовище, я знаю — истина в вине». В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Блока. Разработка по­добных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эво­люцию во времени. Это удалось сделать в поэме «Соловьиный сад». Основа сю­жета этой поэмы — неизбежность воз­врата лирического героя из мира слад­ких грез и любви в реальность. Герой обретает новое, общечеловеческое зна­чение. Так, многие образы поэмы имеют библейское звучание. На осле ехал Ии­сус, чтобы указать праведный путь, ис­тину. Хозяйка сада — это Ева. Сад и ос­тальной мир разделены только оградой, но, войдя в него, лирический герой те­ряет свое место в той жизни, куда он по­том неизбежно должен вернуться. В поэме решаются философские про­блемы: выбора жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен беззаботным счастьем. Опустошенный жизнью, с нелегкой судьбой человек — герой стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе». Это стихотворение автобиографично. Ведь незадолго до его создания Блока поки­нула жена. Поэтому становится ясна не­разрывная связь лирического героя с самим поэтом. В каждом его стихотво­рении этот образ несет не только кон­кретную лирическую нагрузку, но и ста­новится провозвестником общечелове­ческих идей, вечных ценностей. Но Блок не уходит и от конкретных, реальных со­бытий. В синтезе реального и идеально­го, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лири