А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Блок > Революцией призванный (ДЫХАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ГРОЗЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ «АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ» А БЛОКА И «РЫЦАРЬ НА ЧАС» Н НЕКРАСОВА)
Революцией призванный (ДЫХАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ГРОЗЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ «АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ» А БЛОКА И «РЫЦАРЬ НА ЧАС» Н НЕКРАСОВА) - сочинение


Революцией призванный (ДЫХАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ГРОЗЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ «АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ» А. БЛОКА И «РЫЦАРЬ НА ЧАС» Н. НЕКРАСОВА) На первый взгляд, стихотворение А. Блока «Ангел-хранитель» и стихотворение Н. Некрасова «Рыцарь на час» не имеют между собой ничего общего. Блок и Некрасов жили и творили в разное время. Под стихотворением «Рыцарь на час» стоит дата: 1862 год. Для России это было тяжелое время, когда после отмены крепостного права в государ­стве происходили крестьянские волнения. Стихотворение А. Блока датируется 17 августа 1906 года — спустя месяц после роспуска Первой думы и последнего крупного восстания в ходе первой российской революции. Но между стихотворениями, которые разделяет более чем полвека, много общего. Во-первых, это выражение грозного дыхания революционной стихии. Во-вторых, обращение к женскому образу — матери у Некрасова и жены у Блока. Известно, что Некрасов испытывал душевные пережи­вания по поводу событий, которые последовали за «кресть­янской реформой». Повсеместные бунты подавлялись вла­стями с особой жестокостью, революционная демократия отвечала на это террором. Происходит арест М. Михайлова и Н. Чернышевского — близких Некрасову людей. Одно­временно приостанавливается издание «Современника». Осуждены на ссылку Ф. Достоевский и Т. Шевченко. В тоскливом душевном состоянии, порожденном такой обстановкой, и рождается стихотворение «Рыцарь на час». В бессонную лунную ночь поздней осени поэт пытается при­глушить голос совести, потому что в такую ночь «созерцанию должно отдаться». Отдаваясь «во власть окружающей бод­рой природы», он ощущает, как «сила юности, мужество, страсть и великое чувство свободы наполняют ожившую грудь». Поэт уверен, что даже если бы «в эту пору» ему при­шлось «на родную деревню взглянуть», то и на ней «не видна бедность нагая!» Потому что осень — пора сбора уро­жая, и трудолюбивые крестьяне потрудились на славу. Мысль о родной деревне вызывает ностальгическое вос­поминание. Перед мысленным взором поэта возникает ста­рая белая церковь на невысокой горке за селом с одиноким крестом на стене; он как будто видит старика-сторожа, который поднимается на колокольню, чтобы ударить две­надцать раз в колокол. И эти картины настолько осяза­тельны, Что не верится мне в эту пору, Чтоб не мог увидать я и той, Чья душа здесь незримо витает, Кто под этим крестом почивает… Наверное, Некрасов не был бы Некрасовым, если бы в этот миг он не обратился к образу матери — самому чисто­му и светлому воспоминанию в своей жизни. Поэтому имен­но в образе матери у него воплощается образ Родины. Обращаясь к образу матери-Родины, поэт просит спасти его, возродить в нем «силу свободную, гордую», дать волю к борьбе. Стихотворение завершается беспощадным откровением. Оказывается, «пламя юности, мужество, страсть и вели­кое чувство свободы» пробудились в душе лирического ге­роя лишь во сне. Наяву же он «проснулся ребенка слабей». Стихотворение А. Блока также отражает потрясение — на этот раз от поражения первой русской революции. Од­нако буря страстей и душевное потрясение здесь намного глубже и масштабнее, чем у Некрасова. Если в 1862 году русский поэт осознает, что «трудное время» захватило представителей его поколения «неготовыми к трудной борь­бе», то у Блока в водоворот трагических событий вовлече­на вся Россия. Здесь мы чувствуем приближение не­избежного краха и наступление царства всеобщего хаоса, в котором невозможно понять и разобраться, кто за кого, кто против кого, кто жертвы, а кто палачи и чем все это закончится — «Воскреснем? Погибнем? Умрем?» Некрасов говорил лишь от себя и своего поколения, Блок говорит не только от себя и своего поколения. Он говорит от имени всей мыслящей России. Он не