А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Васильев > Б Л Васильев «Утоли моя печали» Почему стала возможной ходынская траге­дия
Б Л Васильев «Утоли моя печали» Почему стала возможной ходынская траге­дия - сочинение


Почему стала возможной ходынская траге­дия? Как на этот вопрос отвечает автор? В романе возникает спор о том, что есть соблюдение исторических традиций. Оп­равдывая намечающиеся широкие празд­нования коронации, генерал замечает: «Народ без исторических традиций пре­вращается в толпу ванек, не помнящих родства своего». Роман Трифонович Хо­мяков утверждает, что великая традиция и великая честь есть забота о подданных своих, а не парады с иллюминациями. От­сутствие подлинной заботы о народе влас­тей послужило причиной ходынской тра­гедии. Приготовленных 400 ООО подарков для всего народонаселения Москвы было слишком мало, и в этом уже таилась при­чина давки. К тому же не были приняты меры для обеспечения безопасности лю­дей. Великолепие, пышность «священной коронации» — вот главная забота импера­торского двора. Прав ли Каляев, увидевший главного винов­ника трагедии в лице князя Сергея Александрови­ча, генерал-губернатора Москвы? В какой-то мере прав. Сергей Александ­рович, как генерал-губернатор, ответ­ствен за порядок в городе и безопасность граждан, особенно в период проведения массовых мероприятий. Ответствен он и за нежелание нарушить традицию и пред­ложить императору приостановить коро­национные торжества. Неправ Каляев в том, что он возлагает вину только на вели­кого князя. Виновна система, основанная на равнодушии властей к народу и его судьбам. В романе затрагивается проблема политиче­ского террора. Как автор относится к героям, став­шим на путь террора? Почему это произошло с Ка­ляевым? Автор сочувствует людям, ставшим на путь террора, как личностям, с симпатией говорит об их человеческих качествах. Не случайно Машеньку и Ивана он ставит в ситуацию сложнейшего выбора, когда вместе с объектом запланированного тер­рористического акта оказываются дети. Одна пожертвовала собственной жизнью, другой на время отменил исполнение за­думанного. Иван Каляев не был прирож­денным преступником. На путь убийства градоначальника он встал от отчаяния: государство не наказало виновных в тра­гедии, наоборот, прикрыло их вину. Не найдя другого способа, Каляев посвящает свою жизнь мщению за горы убитых лю­дей и тысячи истерзанных сердец. И в этом заключено предупреждение общест­ву: зло, равнодушие порождают ответное зло. В романе отвергается идея политиче­ского террора, как и массовых револю­ций. Какое значение имеет в романе образ Маши Олексиной? Внесюжетный персонаж — Машенька Олексина, одна из первых революционерок-террористок, — имеет существенное значение в романе. Ее образом показыва­ется несостоятельность терроризма как способа борьбы за свободу. Она уже приве­ла в действие бомбу, предназначенную для уфимского губернатора, но, увидев, что он сидит в санях вместе с детьми, при­крыла ее собственным телом и погибла са­ма от взрыва. Как вы понимаете слова писателя, что для России точкой отсчета нового столетия стала «священная коронация царствующего монарха», а «у жителей второй русской столицы и особенно московской интеллигенции точкой отсчета стала не коронация, а ходынская трагедия»? Официальные оценки событий конца XIX века разошлись с мнением москов­ской интеллигенции. Ходынская траге­дия, несомненно, наложила огромный от­печаток на дальнейший ход истории, на­чав длинную череду катастроф XX века: войны, революции, локальные неисчезаю­щие конфликты, природные катастрофы. В уста Наденьки, тяжело пережившей гибель людей на Ходынском поле, автор вкладывает пророческие слова: «Ходынский колокол был колоколом по России». Проанализируйте диалог Елисаветы Федо­ровны и Ивана Каляева. В чем его смысл? Как можно понять слова великой княгини: «Кто оценит долги наши? Люди? Бог? Будущее?» Великая княгиня Елисавета Федоров­на, впоследствии канонизированная Рус­ской православной церковью за великому­ченический подвиг, пришла к Каляеву, чтобы позаботиться о спасении его души. Между ними происходит диалог о долге. Каляев осознает, что причинил ей горе, но утверждает, что выполнил долг. Он готов принять смертную казнь, п