А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Вишневый сад > Идейное содержание пьесы «Вишневый сад»
Идейное содержание пьесы «Вишневый сад» - сочинение


Пьеса «Вишневый сад» — последнее произведение Чехова. Пьеса была по­ставлена на сцене Художественного теат­ра в 1904 году. Наступает двадцатый век, и Россия становится окончательно капи­талистической страной, страной фабрик, заводов и железных дорог. Этот процесс ускорился с освобождением крестьянст­ва Александром II. Черты нового относят­ся не только к экономике, но и к обществу: меняются представления и взгляды лю­дей, утрачивается прежняя система цен­ностей. Действие пьесы происходит в имении помещицы Любови Андреевны Ранев­ской. Социальный конфликт — это кон­фликт уходящего дворянства с пришед­шей ему на смену буржуазией. Другая сюжетная линия — социально-романти­ческая. «Вся Россия — наш сад» — так ус­тами своих героев говорит сам Чехов. Но мечта Ани и Пети Трофимова разбива­ется о практицизм Лопахина, по воле ко­торого вырубается вишневый сад. Любовь Андреевна Раневская — это уже не Николай Петрович Кирсанов из романа Тургенева «Отцы и дети», кото­рый пытается приспособиться к новому своему положению и делает попытки пе­рестроить хозяйство в своем поместье. К концу девятнадцатого века большая часть помещиков после отмены крепост­ного права разорилась. Дворянство, привыкшее праздно жить, тратить, но не наживать, не сумело перестроиться в новых условиях. Любовь Андреевна дав­но уже «спустила» все свое состояние, ее имение заложено и перезаложено, но она, в силу привычки, не может изменить свой расточительный образ жизни. Ра­невская не понимает, что наступившее время требует от нее постоянных уси­лий, необходимых для материального благополучия. Любовь Андреевна живет эмоциями, воспоминаниями о прошлом, она расте­ряна", сломлена всем происходящим и, я думаю, что скорее всего она просто бо­ится думать о настоящем, уходя от ре­альности. И если ее можно понять, пото­му что она всего лишь женщина, избало­ванная многолетней праздностью, то ее брат Гаев — это смесь тупого самомне­ния и полнейшей ничтожности во всем. В таком-то возрасте старый лакей Фирс одевает ему штаны! Это важная деталь в обрисовке его характера. Чехов в дневнике писал: «Вся Россия — страна каких-то жадных и ленивых людей. Они ужасно много едят, пьют, любят спать днем и ужасно храпят...». Гаев заявляет, что все свое состояние он «проел на ле­денцах». Он завершает галерею «лишних людей» в русской классической литерату­ре. Гаев, произносящий длинные речи, — это всего лишь пародия на культурного и образованного дворянина. Конфликт с жизнью разрешается в пользу торжествующего Лопахина, «хищ­ного зверя» по определению Пети Тро­фимова. Лопахин — явная противопо­ложность владельцам вишневого сада. Беспечности и непрактичности старых хозяев вишневого сада противопостав­лены энергия и хозяйственная целеуст­ремленность дельца. Он прямой потомок тех, «чьи лица глядят с каждого вишнево­го дерева в саду». Лопахин — потомок крепостных, которые работали на Ранев­ских. Он ликует, купив имение. Трофи­мов говорит о нем: «Как в смысле обмена веществ нужен хищный зверь, который съедает все, что попадается на пути, так и ты нужен». Чехов ясно видел хищническую приро­ду капитала. Приобретательство калечит человека, становясь его второй натурой. Тонкая, нежная душа Лопахина рано или поздно загрубеет, потому что «коммер­сант» в нем всегда будет брать верх. Эмоции и нажива — это абсолютно несо­вместимые понятия. Лопахина потряса­ют слезы Раневской, он умен и понима­ет, что не все можно купить и продать, но практицизм «мужика» побеждает в нем. Но какую новую жизнь можно построить, загубив прекрасный вишневый сад и от­дав землю под дачи? Жизнь и красота разрушены. Дачники дополнят то, что на­чал Лопахин. Чехов ясно показал полную деграда­цию и моральное оскудение дворянства, разложение его как класса. Распад дво­рянской культуры завершает их эконо­мическое разложение. Но, по мнению Чехова, капитализм тоже временное яв­ление, потому что несет с собой разру­шение. Петя советует Лопахину «не раз­махивать руками». Что это значит? В эти слова Чехов вкладывает большое сомне­ние в целесообразности действий Лопахина. Трофимов говорит: «Строить дачи, рассчитывать, что из дачников со време­нем выйдут отдельные хозяева, — это то­же значит размахивать руками». Герои по-разному видят свое будущее. Раневская считает, что ее жизнь кончена, Трофимов и Аня даже где-то рады про­даже имения, потому что это дает им шанс начать новую жизнь и вырастить свой сад. Вишневый сад — это символ прожитого, и с ним уходят Фирс и Ра­невская. Старого лакея забывают, он остается в пустом, заколоченном доме, где, вероятно, умрет не от старости, а от голода. Фирс, я думаю, покорно при­мет смерть, понимая, что свое уже про­жил и в его годы смешно цепляться за жизнь. Чехов показал Россию на перепутье, Россию, в которой еще не изжито до конца прошлое, где еще не наступило окончательно настоящее, но уже про­глядывает будущее. Петя Трофимов, этот пассивный мечтатель и идеалист, представляется Чехову человеком, кото­рый уничтожит власть и сможет изменить жизнь. Его мечты о равенстве, братстве, справедливости — всего лишь мечты. У Раневских его зовут «облезлым бари­ном» не только из-за внешности, но и из-за того, что он остается юношей в своих мыслях. Аня верит Трофимову и согласна уехать с ним в Москву. Скорее всего, она поступит на курсы или станет революцио­неркой. Пьеса кончается возгласом: «Здравствуй, новая жизнь!» Чехов не показал, какой она будет, да он и не мог — природе его таланта не свой­ственна декларация своих идей. Трофи­мов и Аня полны надежд, испытывая при­лив сил и неудержимое желание трудит­ся на благо людей. Петя, по мнению Чехова, должен сменить Лопахина, пото­му что именно в его уста автор вкладыва­ет ценную мысль о том, что «вся Рос­сия — наш сад». Чехов был глубоко убежден, что чело­веку, чтобы быть свободным, нужен весь земной шар. Близилась буря. Чехов предвидел и ждал ее. В каждом произве­дении Чехова ясно выражен протест про­тив бессмысленности и пошлости чело­веческого существования. Алексей Толстой писал: «Чехов — это Пушкин в прозе». Я думаю, что с этим утверждением сложно не согласиться. «Вишневый сад» — итог творческого пу­ти писателя. Этой пьесой Чехов завер­шил идейное развенчание дворянства, начатое романом Тургенева «Отцы и де­ти». Спустя сорок лет, прошедших после отмены крепостного права, дворянство постепенно сходило с жизненной арены. Паразитизм, пустозвонство, привычка к незаслуженной роскоши — все глубоко противно писателю. Сменяющий их но­вый владелец вишневого сада тоже не является положительным героем. Он бо­лее жизнеспособен, обладает крепкой хваткой, но в погоне за прибылью буржу­азия, несомненно, уничтожит духовные ценности.