А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Война и мир > Урок на тему Кутузов и Наполеон в романе Л Н Толстого «Война и мир»
Урок на тему Кутузов и Наполеон в романе Л Н Толстого «Война и мир» - сочинение
ЦЕЛИ УРОКА:

L помочь учащимся осмыслить образы Кутузова и Наполеона с точки зрения исторической и нравственной, общечеловеческой;

L методом сопоставительного анализа выявить отношение Толстого к Кутузову и Наполеону, исходя из взглядов автора на историю;

L научить сопоставлять характеры героев, видеть мотивы их поступков;

L развивать навыки выразительного чтения.

Учитель: На слайдах вашему вниманию были представлены портреты героев войны 1812 года, эти портреты выставлены в «Военной галерее Эрмитажа» и принадлежат художнику Д. Доу. Какую связь услышанное и увиденное вами имеет с прошлым уроком и как может быть связано с нашим сегодняшним уроком?

Ученики: Изучаем части и главы романа «Война и мир, которые связаны с великой эпохой - Отечественной войной 1812 года.

- Говорили о главной решающей силе в этой войне, в истории – о народе (патриотизме, мужестве, смелости).

- Но всегда должны быть великие люди, Выдающиеся личности, которые должны брать на себя в ответственный момент принятие решения, от этого может зависеть судьба и других людей, и государства.

Учитель: Вы произнесли замечательное слово – личность, она должна быть выдающейся, великой.

А что такое личность с точки зрения обществознания? Какими чертами должна обладать личность, чтобы являться выдающейся?

Вы можете вспомнить их по В. О.Ключевскому, а можете дать самостоятельно, для меня более ценными будут ваши собственные мысли.

Учитель: Какой может быть оценка исторической личности?

Ученик: Отрицательной, положительной, многозначной.

Учитель: А какие критерии для вас в этой оценке главные. Вы можете вспомнить их по В. О.Ключевскому, а можете дать самостоятельно, для меня более ценными будут ваши собственные мысли.

УЧеники: - Слава, карьера,

Продвижение по службе во благо государства,

Совестливость

Беззаветное мужество.

Способность проявлять самостоятельность мысли,

Способность нести ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность.

КЛАСТЕР

Учитель: Большинство сказало слава, карьера. Предлагаю вашему вниманию краткий биографический комментарии двух исторических деятелей.

Кто ближе вам по данным характеристикам? Поднимите карточку того цвета.

Синий - красный -

Все ли вы узнали деятелей, полководцев? Добавляю сведения о цвете.

Синий – КУТУЗОВ, красный – Наполеон.

Это мнение с точки зрения истории, и ваш собственный выбор.

Присутствуют ли эти выдающиеся личность на страницах романа?

Помогите сформулировать тему урока.

Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Исходя из темы урока, что мы должны будем обязательно сделать

L методом сопоставительного анализа выявить отношение Толстого к Кутузову и Наполеону, исходя из взглядов автора на историю;

А зачем?

- Я, кто Я сегодня, по той ли дороге я иду?

L В ходе исследовательской работы над страницами романа мы должны будем научить сопоставлять характеры героев, видеть мотивы их поступков;

Проникнуться чувствами и переживаниями героя, сопоставить их поступки со своими и ответить на этот вопрос: Где Я, кто Я в этом мире?

А также посмотреть, что для Л. Н. Толстого важно в оценке выдающейся личности и изменится ли ваше мнение в конце урока.

L Для этого нужно осмыслить образы Кутузова и Наполеона с точки зрения исторической и нравственной, общечеловеческой;

Помощником будет рабочий лист.

Учитель: Если у нас два героя, какой метод будем использовать?

Ученики: метод сопоставительного анализа.

Учитель: Вспомните, при изучении каких произведений вы его уже применяли?

Ученики: Обломов и Штольц, Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына, Татьяна и Ольга Ильинская.

Учитель: По каким критериям, с чего начнем?

ВНЕШНОСТЬ

Именно поэтому Наполеону противопоставляется истинно народный полководец Кутузов.

Кутузов
	

Наполеон

1.Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства.
	

1.Командующий армией грабителей, мародеров и убийц, "ничтожнейшее орудие истории", "человек с помраченной совестью".

2.Полное подчинение интересам России и народа:

· искренность и правдивость;

· проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войска;

· скромность и простота;

· близость к простым людям, знание и понимание их чувств;

· гуманное отношение к побежденным;
	

2.Законченное проявление культа личности, мания величия:

· самовлюбленность, высокомерие, тщеславие;

· равнодушие к судьбам окружающих, эгоцентризм;

· лицемерие, фальшь, позерство;

· война - игра, а люди - пешки, которых следует лишь правильно расставить и правильно двигать;

· жестокость и вероломство Наполеона и его армии.

3.Верность долгу и армии.
	

3.Предательство по отношению к своей армии.

4."Простота, доброта и правда" во внешнем облике Кутузова
	

4.Сатирические краски при описании портрета Наполеона.

Вывод по таблице: Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы романа-эпопеи: автором утверждается величие полководца народной войны и развенчивается командующий армией грабителей, мародеров и убийц.

Учитель: Народ в понимании Толстого – решающая сила истории. Поэтому главным критерием нужности или ненужности человека в войне 1812 года является отношение к народу. Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории. Но говорить о полном отрицании нельзя: он, отрицая произвол личности, нежелание считаться с волей народа, отрицал личность, ставящую себя над народом. Если же действия личности исторически обусловлены, то она играет определенную роль в развитии исторических событий. Толстой в “Войне и мире” меньше, чем в других художественных произведениях и дневниках, спорит с самим собой, но он взвешивает возможности жизни, напряженно ищет пути к единению людей, к человеческому счастью.

Какой композиционный прием использует автор? Почему?

- Антитеза. У этих людей нет истинной тревоги о судьбе родины, народа, их мнимый патриотизм ограничен запретом говорить по-французски, отказом посещать французский театр.

Наблюдение над текстом. Постановка проблемы

(том 3, часть 2, главы XXIX, XXXIV, XXXV).

- Обратимся к изображению исторических личностей, в оценке деятельности которых писатель применяет главный критерий – нравственный. Кутузов и Наполеон – нравственные полюса романа. Опираясь на понятия, данные в таблице, текст романа, выявите авторское отношение к указанным историческим личностям.
	

Кутузов
	

Наполеон

Идея
	

Идея мира
	

Идея войны

Отношение к людям
	

Демократичность, доброта, справедливость
	

Властолюбие, стремление подчинить себе людей

Внешность
	

Непритязательная
	

Непривлекательная

Манера поведения
	

Естественность и простота
	

Позёрство

Отношение к битве
	

“Сражение”
	

“Игра”

Руководство сражением
	

Управляет “духом войска”
	

Считает себя великим стратегом

Я - реализация
	

Единение со всем народом
	

Эгоизм

Мотив деятельности
	

Защитник Отечества
	

Завоеватель

- Как вы понимаете утверждение литературоведа В. Ермилова: у Толстого “Кутузов – великий полководец потому, что он великий человек”.

- Объяснение в словах самого автора: “Нет величия там, где нет простоты, добра и правды”. Проявился личностный подход к роли исторического деятеля, объяснимый мировоззренческими взглядами писателя, убежденностью в том, что победа заключена в духе народа; движущей силой истории, по мнению Толстого, всегда является народ.

Вывод.





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Война и мир

Война и мир


Сочинение по теме Урок на тему Кутузов и Наполеон в романе Л Н Толстого «Война и мир», Война и мир


  Мобильная версия