А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Гарин-Михайловский > Гарин Михайловский Детство Тёмы Почему девятая глава книги названа «Ябеда»
Гарин Михайловский Детство Тёмы Почему девятая глава книги названа «Ябеда» - сочинение


Кто помог Тёме заинтересоваться чтением книг? В каком классе это произошло? Одноклассник Иванов очень быстро за­интересовал Тёму своими увлекательны­ми пересказами книг, о которых тот даже не слышал. Это увлечение и заставило Тё­му начать читать книги, что очень скоро стало для него одним из любимых заня­тий. Он читал Гоголя, Майн Рида и Вагне­ра. Теперь детского писателя тех лет Ваг­нера не издают и не читают. Но Гоголя и Майн Рида читают очень многие шести­классники. Почему девятая глава книги названа «Ябеда»? Глава «Ябеда» рассказывает о самом унизительном и тяжком проступке Тёмы: он не сумел скрыть от директора виновни­ка происшествия в классе. Иванов не вы­дал товарища, и ему пришлось уйти из гимназии. Слово «ябеда» и сейчас звучит для школьника как оскорбление, точно так же оно воспринималось и раньше. Какое событие оборвало дружбу Тёмы и Иванова? Кто был виноват в этом? Почему постра­дал Иванов и не был исключен из гимназии Тёма? Как вы объясняете поведение каждого из друзей? Злая выходка Вахнова должна была быть раскрыта. Иванов, оценивая дейст­вия Вахнова как «гнусную гадость», не назвал его имени, руководствуясь «прави­лами товарищества». Тёма выдал Вахнова под жестоким давлением директора. По­этому Тёма получил небольшое наказа­ние, а Иванова, который товарища не вы­дал, приказали забрать из гимназии. Уда­ление Иванова из гимназии послужило причиной того, что их дружба угасла. Почему Тёма чувствовал себя «подавленным, униженным, тупым»? Не только Тёма, но и его добрая мать чувствовали унижение, потому что все они признавали дурным поступком преда­тельство. Наверное, подлость Вахнова не стоила таких мук — этот злой гимназист вполне заслужил наказание. Но тут дело было в принципе, от которого ни один из участников происшествия не мог отсту­питься. У Тёмы было ощущение, что он совершил подлость. Заметили ли вы, что в трудные минуты про­должается очень сильное влияние Иванова на Тёму? Почему? Многие взгляды и суждения Тёмы сло­жились под благотворным влиянием Ива­нова, и поэтому Тёма часто вспоминал о своем друге, когда ему необходимо было что-то решать. Это влияние не было по­верхностным и временным, оно наверня­ка сохранилось на всю жизнь. Как вы объясните возникновение дружбы Тё­мы с Даниловым и Касицким? Тёме было мучительно трудно прими­риться с тем, что он выдал товарища. Он страдал и от мук совести, и от одиночест­ва, которое возникло вокруг него прежде всего потому, что рядом не стало Иванова. Напомним, что Тёма сидел за одной пар­той с Вахновым и Ивановым, а теперь ос­тался один. Но через несколько дней сна­чала Касицкий, а затем и Данилов переби­раются за парту к Тёме. Мальчиков объединяло и общее отношение к проис­шедшим событиям, и новые впечатления от гимназической жизни. Почему Тёма во время подготовки к побегу вспоминал о Робинзоне? Рассказы увлеченного морем Данилова привлекали Тёму и Касицкого. Они, как и Данилов, жалели, что не могли посвятить себя морю, а должны «тратить это дорогое время и на сон, и на еду, и на гимназию». При этом Данилов утверждал, что «есть люди с твердой волей, которые и без гим­назии умели прокладывать себе дорогу в жизни», Тёма вздыхал и вспоминал Ро­бинзона. Видимо, Тёма представил себе жизнь Робинзона на необитаемом острове. Какую роль в подготовке побега в Америку иг­рал Касицкий? Данилов был сыном капитана порта и с детства любил море и умел делать все, что требовалось от моряка. Касицкий же был очень подвижен, непоседлив, любил вся­кие перемены и новизну, а потому без осо­бых раздумий принял идею о бегстве в Америку и скорее развлекался всем про­цессом подготовки, чем серьезно готовил­ся к этому событию. Он как бы превращал коллективную затею в веселую игру и рез­ко снижал напряжение, которое испыты­вали его друзья. Почему беглецы были рады, когда побег не удался? Беглецы были рады, когда побег не удался, потому что сами втайне хотели ос­таться дома. Целью побега было путеше­ствие, а о том, что они будут делать в дале­кой стране, товарищи и не задумывались. Все их силы были сконцентрированы на лодке, отъезде из дома, на возможности попасть на проплывающий корабль. И ког­да этот корабль проплыл мимо, а пасса­жиры весело помахали мальчишкам на лодке, беглецы поняли, как нелепа их вы­думка, и были рады тому, как она благо­получно завершилась. Единственное, что осталось, — в гимназии их прозвали аме­риканцами. Как Тёма готовился к экзаменам и почему он их так плохо сдал? Собираясь бежать в Америку, Тёма, ко­нечно, никак не готовился к экзаменам. Когда начались экзамены, он более всего заботился о приметах: крестился на все церкви, мимо которых проходил, «не ле­нился за квартал обходить встречного ба­т