А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Герой нашего времени > Индивидуализм — главный психологический нерв характера Печорина (По роману М Ю Лермонтова «Герой нашего времени»)
Индивидуализм — главный психологический нерв характера Печорина (По роману М Ю Лермонтова «Герой нашего времени») - сочинение


1. Проблема личности в романе. 2. Особенности времени создания. 3. Трагизм Печорина. 4. Авторское отношение к герою. «Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова — это первый прозаический, социально-психологический и философский роман в русской литературе. И центральное место в нем занимает проблема личности. В романе решается та же злободневная проблема, которая поставлена в «Думе»: почему люди умные и энергичные не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного поприща? На этот вопрос Лермонтов отвечает историей жизни Печорина, молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX века. В отличие от Онегина А. С. Пушкина, который, разочаровавшись в жизни, погружается в праздную томительную среду, Печорин постоянно в гуще событий. В тревожных условиях на Кавказе, вызванных войной с горцами, всесторонне раскрывается деятельная натура героя. Автор сводит Печорина с людьми различных национальностей, профессий, убеждений. Читая роман, я с напряженным вниманием следил за событиями, стремясь понять загадочный и противоречивый характер героя. Печорин во многом сродни людям Кавказа. Как и горцы, он решителен и храбр. Поставленная им цель достигается любыми средствами во что бы то ни стало. «Таков уж был человек, бог его знает», — говорит о нем Максим Максимыч. Но цели Печорина мелки, часто бессмысленны и всегда эгоистичны. Героя часто охватывает скука и полное безразличие к окружающим. Равнодушие к людям, разочарованность сказываются на его отношении к ним. Печорин говорит: «...я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...». В повести «Максим Максимыч» впервые открывается трагедия Печорина. Он и Максим Максимыч — люди разных миров. Жестокость Печорина по отношению к старику — внешнее проявление его характера, под которым кроется горькая обреченность и одиночество. Но откуда эта преждевременная душевная усталость и, как следствие, глубокое разочарование в жизни? Главные особенности того времени, когда создавался роман Лермонтова, очень хорошо раскрыл А. И. Герцен. По его словам, эти годы «были ужасны... людьми овладевало глубокое отчаяние и всеобщее уныние. Высшее общество с подлым и низким рвением спешило отречься от всех человеческих чувств, от всех гуманных мыслей...». Была переходная эпоха. Идеалы прошлого были разрушены, а идеалы новые еще не успели сформироваться. И в Печорине по принципу контраста как раз и отражено писателем то, «что на простом языке называется "хандрою" и "сомнением"». Печорин скучает в обществе мелких завистников и ничтожных интриганов, лишенных благородных стремлений и элементарной порядочности. В его душе зреет отвращение к людям, среди которых он вынужден жить. Свободолюбивые идеи, воспринятые Печориным в ранней юности от декабристов, сделали его непримиримым по отношению к действительности. Но николаевская реакция, наступившая после разгрома декабристов, не только лишила его возможности действовать в духе свободолюбивых идей, но и поставила под сомнение эти идеи. А уродливое воспитание и жизнь в светском обществе не позволили ему подняться до правильного понимания жизни. Печорин сам признается Максиму Максимычу, что его «душа испорчена светом». Эгоизм Печорина — результат влияния светского общества, к которому он принадлежит от рождения. По моему мнению, Печорин — натура деятельная, глубокая, одаренная. Его трагизм в ясном понимании таящихся противоречий «между глубокостью натуры и жалкостью действий». Ощущая собственную ненужность и бесполезность своей жизни, Печорин говорит: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои качества, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли... узнав хорошо свет и пружины жизни... я сделался нравственным калекой». Его мысли вызывают сочувствие и сострадание: "Зачем я жил? Для какой цели родился?... А верно она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные..."». В истории с Мери, как и в других драматических эпизодах романа, Печорин выступает одновременно и ж