А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Гобсек > Деньги и человек в повести О де Бальзака «Гобсек»
Деньги и человек в повести О де Бальзака «Гобсек» - сочинение


1. Тема власти денег в мире и в душе человека. 2. Накопление и расточительство. 3. Нравственная деградация личности. Смерть ожидает тебя — так истрать, не жалея, богатства; Но не окончена жизнь: побереги-ка добро. Мудр только тот человек, кто, постигнув и то, и другое, В меру добро бережет, в меру и тратит его. Л. Самосский Одним из ведущих мотивов в повести О. де Бальзака «Гобсек» является власть денег над людьми. В повести Бальзака эта власть зримо воплощается в образе ростовщика с говорящей фамилией: Гобсек в переводе с голландского означает «живого-лот». Тема, которую Бальзак затронул в своем произведении, является одной из вечных тем. Многие писатели обращались к образу скряги, который и комичен, и трагичен одновременно. Нужно отметить, что Гобсек Бальзака далеко не однозначен. Автор показывает этого персонажа глазами молодого юриста Дервиля, который первое время знакомства с главным героем не мог понять, что это за человек: «Были ли у него родные, друзья? Беден он был или богат? Никто не мог бы ответить на эти вопросы». Дервиль рассказывает о « , трагикомическом случае из жизни Гобсека: старый ростовщик случайно уронил золотую монету, а когда ему ее подали, решительно заявил, что эти \\ деньги не его: «Да разве я стал бы так жить, будь я богат!» Замечание весьма здравое — действительно, трудно поверить в то, что богач стал бы жить так, как живет Гобсек, «человек-автомат», «человек-вексель». Однако, как становится ясно из дальнейшего повествования, возглас Гобсека скорее всего маневр, предназначенный для отвода глаз. Как типичный скряга, он опасается, как бы о его богатстве никто не узнал. Единственным интересом Гобсека является приобретение богатств — нужно заметить, что в данной сфере таланты этого человека поистине масштабны. У Гобсека есть и своя философия, в которой деньги занимают почетное место. Как главная жизненная ценность, сосредоточие всех возможностей и стремлений выступает материальное богатство: «Вот поживете с мое, узнаете, что из всех благ земных есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это... золото. В золоте сосредоточены все силы человечества». Итак, вот ответ на невысказанный вопрос Дервиля, а знает ли Гобсек о Боге, верит ли в Него? Какой религии привержен этот человек? Золото — вот единственная сила, которую признает старый ростовщик: «Чтобы осуществить наши прихоти, нужно время, нужны материальные возможности или усилия. Ну что ж! В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает в действительности». Гобсек наслаждается сознанием своего могущества, которое он имеет благодаря деньгам. Он искренне полагает, что над ним самим ничто в мире не имеет власти. Однако власть Гобсека в большей степени проявляется в сфере умозрительного, чем в реальной действительности. Конечно, ростовщик вытрясает из своих клиентов солидные деньги, но на этом проявления его власти и заканчиваются. Гобсек живет так, словно и нет у него огромного состояния. Старому ростовщику, как и пушкинскому скупому рыцарю, достаточно мыслей о том, что он мог бы обладать всем, чем только захочет. Но самое страшное, что герой уже не желает ничего, кроме самих денег. Рассуждая об их власти, Гобсек на несколько мгновений почти становится поэтом — настолько вдохновляет его эта единственная тема. «Этот высохший старикашка вдруг вырос в моих глазах, стал фантастической фигурой, олицетворением власти золота. Жизнь и люди внушали мне в эту минуту ужас. «Да неужели все сводится к деньгам?» — такова реакция Дервиля на откровения Гобсека. И все же, несмотря на свои миллионы, на свою власть, Гобсек одновременно и жалок. По крайней мере молодой юрист в какой-то момент посмотрел на ростовщика так, словно тот «тяжко болен». И он действительно болен — болен духовно. У него нет семьи, нет детей, он стар, слаб. Для кого он копит несметные богатства? Зачем живет как бедняк, располагая миллионами? Ничто в мире не имеет над ним власти, кроме денег, его идола. Гобсек наслаждается призраком власти, которой обладают деньги. Собственно, деньги нужны ему не как средство приобретения различных вещей, а как способ проявить власть над другими. Бальзак, показывая власть денег над людьми, не ограничился традиционным изображением скряги-росто