👍Лучшее сочинение – «Как Гоголь описывает провинциальный город первой трети XIX века» Гоголь 

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Гоголь > Как Гоголь описывает провинциальный город первой трети XIX века
Как Гоголь описывает провинциальный город первой трети XIX века - сочинение
Учитель объясняет, что если в характеристике помещиков деталь выступает как средство индивидуализации, то в изображении губернского города и чиновников деталь используется главным образом как средство типизации. Школьники находят в тексте картины, описывающие облик города NN, рисующие типичную бытовую обстановку в гостиницах (комнаты и общие залы) и трактирах. Вот только некоторые примеры:

"... город никак не уступал другим губернским городам: сильно била в глаза желтая краска на каменных домах и скромно темнела серая на деревянных. Домы были в один, два и полтора этажа, с вечным мезонином... Попадались почти смытые дождем вывески с кренделями и сапогами... магазин с картузами, фуражками и надписью: "Иностранец Василий Федоров"... вывеска над бильярдной: "И вот заведение";

"... гостиница была тоже... такая, как бывают гостиницы в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов...";

общая зала в гостинице - как и всюду. "Какие бывают эти общие залы - всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залосненные снизу спинами разных проезжающих... тот же закопченный потолок; та же копченая люстра со множеством висящих стеклышек... те же картины... что и везде"...;

в трактире приезжему "подавались разные обычные в трактирах блюда, как-то: щи с слоеным пирожком, нарочно сберегаемым для проезжающих в течение нескольких неделей, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый и вечный слоеный сладкий пирожок"... И далее: Чичиков подкладывает "себе за спину подушку, которую в русских трактирах вместо эластической шерсти набивают чем-то чрезвычайно похожим на кирпич и булыжник" . В трактире обнаруживаются "зеркало, показывавшее вместо двух четыре глаза, а вместо лица какую-то лепешку"; салфетка, "накрахмаленная до того, что дыбилась, как засохшая кора"; солонка, "которую никак нельзя было поставить прямо на стол" .

Учащиеся делают вывод сами: все здесь привычно, буднично и в то же время поражает каким-то алогизмом, нелепостью, уродливостью, странной "игрой природы". Каждая "деталь-предмет" или "деталь-признак" все более усиливает впечатление неустройства, запустения, грязи, произвола и отсутствия у местных властей каких-либо забот о жителях города.

Отношение самого автора к изображаемому явно ироническое. Учитель обращает внимание школьников на своеобразие художественной манеры повествования Гоголя, который "прямо как будто бы не обличает те явления, о которых пишет. Напротив, писатель говорит о них часто торжественно, как бы воспевая и возвышая их. Но предметы эти так ничтожны, что возвышенный стиль их описания рождает лишь смех"13 . Комната для покоя наполнена тараканами, подушка для отдыха напоминает кирпич или булыжник - эти и прочие подобные примеры указывают на комическое несоответствие жилища, предмета, вещи своему назначению.

Гоголь создает собирательный образ бюрократии губернского города и одновременно показывает, хотя и немногосложно, индивидуальные свойства отдельных ее представителей. Прежде всего учащиеся останавливаются на фигуре губернатора. Уже в одной комической детали - глава города "вышивал иногда по тюлю" - раскрывается характер этого персонажа - мягкого, женственного, не занимающегося тем, что является его прямой обязанностью, не утруждающего себя заботами о государственных делах. Быть может, он не берет взяток, но его бездеятельность приносит не меньше вреда. В губернии хаос, царит произвол, беззаконие, губернатор же благодушно вяжет кошелечки (также признак умственной лени, ничтожества интересов). А вот "чудотворец" полицеймейстер, злоупотребляя служебным положением, "в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую" (138), - деталь, говорящая о том, как "отец и благотворитель в городе", обирающий купцов, устраивал таким образом бесплатно обильное угощение для чиновников и помещиков. Красноречива деталь, характеризующая председателя палаты, который "принимал гостей своих в халате, несколько замасленном"...

Учащиеся находят в поэме и характеристики чиновников более низкого уровня. Приводятся описания присутственных мест, где эти чиновники служат:

"Ни в коридорах, ни в комнатах взор... не был поражен чистотою. Тогда еще не заботились о ней, и то, что было грязно, так и оставалось грязным, не принимая привлекательной наружности".

Под стать замызганной обстановке привычно затрапезный, неопрятный вид канцелярских служащих: "Фемида просто, какова есть, в неглиже и халате принимала гостей" и показывала "широкие затылки, фраки, сюртуки губернского покроя и даже просто какую-то светлосерую куртку... которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол"... Характерна деталь, выражающая бездушие: "светло-серая куртка", кропающая очередной циркуляр (используется метонимия: вещь вместо человека).

Деталь как средство типизации применяется Гоголем и в описании "дам города N". Среди них выделяются "дама приятная во всех отношениях" и "просто приятная дама". В интерьере дома первой из них бросаются в глаза предметно-бытовые детали: "горшки с цветами, попугай, качавшийся в клетке... две собачонки", голубая гостиная "с диваном, овальным столом и даже ширмочками, обвитыми плющом". И снова "игра природы": подушка, на которой "был вышит шерстью рыцарь... нос вышел лестницею, а губы четвероугольником". Дамы обсуждают "материйку", ткани, расцветки, узоры, такие, как голубые "крапинки" или "глазки и лапки", с негодованием отзываются о "фестончиках" и новой моде на юбки, передают слухи или сами рождают их, готовы поверить даже в самые абсурдные толки...

Делается заключение: никакие изысканные и блестящие наряды, нарочито выставленные напоказ, разноцветные кружева и кринолины не могут скрыть скудость мысли, нищету эмоций, отсутствие вкуса, мелочность, суетность, ханжество, пошлость дам губернского города; содержание их жизни составляют балы и светские рауты, интриги, сплетни, пересуды, зависть, корысть, всякого рода дрязги.





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Николай Гоголь

Николай  Гоголь


Сочинение по теме Как Гоголь описывает провинциальный город первой трети XIX века, Гоголь


  Мобильная версия