А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Гончаров > Темы сочинений по творчеству И А Гончарова
Темы сочинений по творчеству И А Гончарова - сочинение
Обломов и Штольц

I. Принцип антитезы - характерная черта романов И. А. Гончарова:

1) каждая историческая эпоха рождает «новых людей» и сохраняет традиции в личностях, хранящих прошлое;

2) в романах Гончарова сопоставляются нерешительные личности с характерами редними и деятельными: Петр Адуев - Александр Адуев («Обыкновенная история»), Штольц - Обломов («Обломов»), Райский - Волохов («Обрыв»).

П. Штольц - антипод Обломова:

1) общие черты:

А) возраст («Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет»);

Б) вероисповедание (православное);

В) обучение в пансионате Ивана Штольца в Верхлеве;

Г) служба и быстрая отставка;

Д) любовь к Ольге Ильинской;

2) различные черты:

А) портрет (Обломов - «человек... среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами», в лице господствовала мягкость, душа «открыто и ясно светилась в глазах», «обрюзг не по летам»; Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», худощав, «цвет лица ровный», глаза выразительные) ;

Б) родители (у Обломова - русские; «Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская»);

В) воспитание (Обломов переходил «из объятий в объятия родных, друзей», его воспитание носило патриархальный характер; Штольца отец воспитывал жестко, приучая к работе, «матери не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание»);

Г) отношение к учебе в пансионате (Обломов учился «по необходимости», «серьезное чтение утомляло его», «зато поэты задели... за живое»; Штольц «учился отлично, и отец сделал его репетитором» в своем пансионе);

Д) дальнейшее образование (Обломов до двадцати лет провел в Обломовке; Штольц закончил университет);

Е) образ жизни («лежанье у Ильи Ильича... было его нормальным состоянием»; Штольц «участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу», «он беспрестанно в движении»);

Ж) ведение хозяйства (Обломов не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг; Штольц «жил по бюджету», постоянно контролируя свои расходы);

З) жизненные стремления (Обломов в молодости «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем он исключил из своих мечтаний общественную деятельность, его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьей, друзьями; Штольц, выбрав деятельное начало в молодости, не изменил своим желаниям, «труд - образ, содержание, стихия и цель жизни»);

И) взгляды на общество (Обломов считает, что все «члены света и общества» - «мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, желание любыми средствами «заполучить громкий чин», он не сторонник прогрессивных форм ведения хозяйства в деревне; Штольц погружен в жизнь общества, сторонник профессиональной деятельности, которой занимается сам, он представитель зарождающейся буржуазии, поэтому поддерживает прогрессивные преобразования в обществе);

К) отношение к Ольге (Обломов хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь; Штольц пытается воспитать в ней деятельное начало, способность к борьбе, развить ее ум);

Л) взаимоотношение и взаимовлияние (Обломов считал Штольца своим единственным другом, способным понять и помочь, он прислушивался к его советам, но сломить обломовщину Штольцу не удалось; Штольц высоко ценил нравственные качества Обломова, его «честное, верное сердце», любил его «прочно и горячо», уберег его от мошенника Тарантьева, привел в должный порядок деревенские дела, желал возродить к деятельной жизни);

М) самооценка (Обломов постоянно сомневался в себе, в этом проявлялась его двойственная натура; Штольц был уверен в своих чувствах, делах и поступках, которые подчинял холодному расчету);

Н) особенности характера (Обломов - бездеятелен, мечтателен, неряшлив, нерешителен, мягок, ленив, апатичен, не лишен тонких душевных переживаний; Штольц - деятелен, резок, практичен, аккуратен, любит комфорт, открыт в душевных проявлениях, рассудок преобладает над чувством).

III. Значение образов Обломова и Штольца:

1) Гончаров отразил в Обломове типические черты патриархального дворянства;

2) Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера;

3) Штольцу отводилась роль человека, способного сломить обломовщину и возродить героя;

4) неясность представлений Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца.

Художественный мир романа

I. Роман «Обломов» в творчестве И. А. Гончарова:

1) взаимосвязь трех основных произведений писателя («Обыкновенная история» - «первая галерея, служащая преддверием к следующим двум галереям или периодам русской жизни, уже тесно связанным между собою, то есть к «Обломову» и «Обрыву», или к «Сну» и «Пробуждению». И. А. Гончаров).

II. Особенности художественного изображения действительности в романе:

1) особенности реалистического метода Гончарова:

А) объективное изображение социальной картины общества;

Б) бытописание, создание национального колорита;

В) органическое проникновение мифологического материала в романное действие;

Г) создание типичных, конкретно-исторических характеров;

2) особенности проблематики романа:

А) социальные проблемы, отражающие противоречие патриархального и буржуазного укладов жизни;

Б) нравственные проблемы, выраженные во взаимоотношениях героя с персонажами романа;

В) историко-философская направленность, выводящая роман в сферу общечеловеческих, вневременных проблем;

3) особенности стиля автора:

А) медленный ритм повествования-, способствующий глубокому проникновению в сюжетную канву;

Б) исповедальный характер, высокая степень искренности в воплощении противоречивых черт героя, создающие доверительность отношений автора и читателя;

В) психологическая глубина в постижении характеров;

Г) предметная детализация в изображении обстановки действия и портретов персонажей.

III. Творческая индивидуальность Гончарова («...Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал - словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало» И. А. Гончаров).





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Иван Александрович Гончаров

Иван Александрович  Гончаров


Сочинение по теме Темы сочинений по творчеству И А Гончарова, Гончаров


  Мобильная версия