А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Горе от ума > Идейно художественное и жанровое своеобразие комедии А С Грибоедова «Горе от ума»
Идейно художественное и жанровое своеобразие комедии А С Грибоедова «Горе от ума» - сочинение


...Высокая комедия не основана единственно на смехе, но на развитии характеров, и что нередко она близко подходит к трагедии. А. С. Пушкин «Горе от ума» — уникальное произведение русского реализма. Это одно из самых ярких явлений русской литературы XIX века. С интересом смотрится и читается ко­медия и сегодня. Что же дало ей такую долгую жизнь? Главное содержание «Горя от ума» — борьба двух общественно-политических ла­герей: нового, демократически настроенного, со старым, крепостническим. Эта борьба составила основной смысл эпохи после Отечественной войны 1812 года. Грибоедов отразил в своем произведении борьбу старого и нового через противостояние лично­сти и общества, он впервые показал столкновение не характеров героев, а их идей. Даже традиционный конфликт двух соперников в любви, на котором обычно строи­лась комедийная интрига, здесь видоизменен и подчинен утверждению героями свое­го понимания смысла жизни. В образе Чацкого воплотились черты передового человека того времени. Это пер­вый в русской реалистической литературе образ дворянского интеллигента, оторвав­шегося от своей сословной среды. По мнению Герцена, Чацкий — декабрист. Он дей­ствительно близок к декабристам. Чацкий резко обличает действительность: Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве... ......................................................................... Вот уважать кого должны мы на безлюдье! Он обрушился на тех «негодяев знатных», которые Меняют своих слуг на собак, для своего развлечения — домашнего театра — отрывают от семьи детей, а затем рас­продают их поодиночке. Горячие речи Чацкого отражают умонастроения декабристов. Чацкий отказался служить: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Как и декабристы, он резко критикует дворянское общество за низкопоклонство перед всем иноземным, за пре­зрение к родному языку и обычаям. Он негодует по поводу того, что «французик из Бордо» чувствует себя как дома в среде московского дворянства: «Ни звука русского, ни русского лица не встретил: будто бы в отечестве с друзьями». Чацкий возмущен тем, что общество отдало «все в обмен на новый лад, и нравы, и язык, и старину свя­тую, и величавую одежду на другую...» Он обличает и воспитание, принятое в дво­рянских семьях, где стремятся брать в дом учителей «числом поболее, ценою поде­шевле», и положение мужчины в семье: муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей; и образ жизни чиновников. Метко характеризует он и механизм создания общественного мнения: Поверили глупцы, другим передают, Старухи вмиг тревогу бьют, И вот общественное мненье! За обличениями Чацкого стоит политическая программа декабристов. Как и они, он с симпатией относится к народу. «Умный, бодрый наш народ», — говорит Чацкий. Образ главного героя привлекает. Поражают сила его ума, умение быть убедитель­ным. Он высказывается горячо и страстно. Его не волнует, поверят ли ему, поддер­жат или нет. Он убежден в истинности своих слов, поэтому стоек и упорен. Чацкий влюблен и в любви несчастен. Софья с ним холодна, она увлечена Молчалиным так же пылко, как Чацкий ею. Молчалин ухаживает за служанкой Лизой, а ей нравится буфетчик Петруша. Комичность всей этой любовной цепочки усугубляет­ся забавным неверием главного героя в то, что Молчалин с его низкими качествами может быть его соперником. «Горе от ума» — комедия двух параллельных интриг. Обе они протекают одно­временно. Социальная тема, более широкая, как бы обрамляет любовную. Сочетание двух интриг придает сюжету значительность, а столкновениям характеров — жизненное правдоподобие. Любовная линия развивается менее стремительно, чем социальная. Образ Софьи сложен и противоречив. Она другая, чем княжны Тугоуховские. Софья личность силь­ная и самостоятельная. Она отвергает Чацкого, даже узнав о предательстве и ничтож­ности Молчалина. Софья не понимает, насколько ее стремление любить по велению сердца, жить своим умом связаны с борьбой Чацкого за права свободного человека. Оба по-своему слепы и по-своему не понимают друг друга. Все герои комедии создают весьма живую картину нравов светского общества. Один дополняет другого: Молчалин — Софью, Фамусов — Чацкого и т. д. В комедии ярко очерчены характеры, многие из которых стали нарицательными персонажами, четко обозначены завязки, развязки, сложные узлы. А. С. Пушкин высоко оценивал умение Грибоедова создавать характеры. А сам автор писал: «Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии... Ка­рикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика».