А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Горе от ума > Сочинение на тему БОРЬБА «ВЕКА НЫНЕШНЕГО» С «ВЕКОМ МИНУВШИМ» В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»
Сочинение на тему БОРЬБА «ВЕКА НЫНЕШНЕГО» С «ВЕКОМ МИНУВШИМ» В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА» - сочинение


БОРЬБА «ВЕКА НЫНЕШНЕГО» С «ВЕКОМ МИНУВШИМ» В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА» Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» напи­сана в 1824 году. Это было тревожное, переломное время. В 20-х годах XIX века в России создавалось большое количество тайных революционных организаций. В обществе чувствовалось ожидание великих перемен. Старые порядки изживали себя, а новые уверенно прокладывали дорогу в жизнь. Простые русские люди, активные и обра­зованные, чувствовавшие в себе реальную силу, были возмущены тем безответным положением, в котором они оказались по воле сильных мира сего. Борьба декабристов с многочисленными и сильными противниками — дворянами-реакци онерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая во все сферы жизни. Эта борь­ба «века нынешнего» с «веком минувшим» и лег­ла в основу произведения Грибоедова. Главный конфликт пьесы — столкновение молодого дворянина Чацкого с обществом, к ко­торому он принадлежит по рождению. Герой Гри­боедова является представителем той части пере­довой дворянской молодежи, которая уже осоз­нает всю фальшивость окружающей действитель­ности, ничтожество и пустоту людей, которые ее окружают. Это человек незаурядного ума, сме­лый, честный, искренний, способный трезво и независимо мыслить и открыто высказывать свое мнение, человек, который видит пороки и про­тиворечия окружающего общества и стремится бороться с ними. Чацкий — гуманист, защитник свободы и независимости личности, приверженец самостоятельного образа мыслей, служения делу, а не лицам, высоко ценящий честь и долг, на пер­вое место возводящий общественную роль и обя­занности человека. Рабство, крепостничество, застой, косность вызывают в нем резкий, реши­тельный протест. Проведя в путешествиях три года, этот моло­дой человек прошел серьезную школу. Он увидел настоящую жизнь народа, общался с представи­телями передовой молодежи, что оказало суще­ственное влияние на его взгляды, мысли, убеж­дения. Чацкий вобрал в себя все благородные по­мыслы и стремления декабристов. Герой Грибое­дова близок к декабристам не только идеями и воззрениями, но и страстностью убеждения, ве­рой в правоту своих идеалов и справедливость своего дела. Во время путешествия он наивно полагал, что жизнь изменилась во всем дворянском обществе: Нет, нынче свет уж не таков… Вольнее всякий дышит… Однако, попав в фамусовское общество, герой Грибоедова понял, что на самом деле в дворян­ской среде все осталось по-прежнему, там до сих пор правят старые порядки, души представите­лей дворян так же пусты, а положение простых людей такое же униженное и беспросветное, как и раньше. Чацкий стремится изменить подобный уклад. Но его романтическое вольнолюбие, его вера в людей, в силу разума, в близость свободы сталкиваются с реальной крепостнической дей­ствительностью, с застойным миром Фамусовых и Молчалиных. Герою Грибоедова противостоит целая система, сила привычек и установок фамусовского общества. Задача, которую взял на себя герой, — изменить людей, изменить ту жизнь, которой жило все дворянское общество, — ока­залась трудной и даже невыполнимой на тот мо­мент. Чацкий был настоящим героем своего вре­мени, но время не готово было еще принять его. У него было слишком мало сторонников. Его еди­номышленники еще не могли заявить о себе, о своих правах во всю силу своего голоса — откры­то и уверенно. Мы видим, насколько не похож Чацкий на остальных героев комедии. Все стремления фамусовского общества сводятся к заботе о собствен­ном благополучии, Чацкий же мечтает о беско­рыстном служении отчизне, своему народу, ко­торый он считает «умным и добрым». Однако, в отличие от тупых солдафонов, вроде Скалозуба, все мысли которого сосредоточены лишь на ка­рьере и чинах, герой Грибоедова презирает сле­пое чинопочитание, угодничество и карьеризм. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он. Стремясь вложить в науки «ум, ал­чущий познаний» или заняться искусством «творческим, высоким и прекрасным», он видит вокруг лишь бездарных и необразованных лен­тяев. В дворянском обществе процветают лице­мерие, тупость, ханжество, разврат. Чацкий ви­дит все это и с горечью вопрошает: Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве… В таком обществе он не видит примера для подражания, наоборот, всеми силами стремится искоренить существующие порядки. Пусть даже пока что его стремления выражаются только в словах. От лица прогрессивной России Чацкий обличает основу существующего общества — кре­постное право. Он возмущается порядками, раз­решающими торговлю людьми, низкопоклон­ством русских дворян перед Западом. Причем герой Грибоедова понимает, что основа подобно­го низкопоклонства заложена в существующей системе воспитания в дворянских семьях, куда приглашаются иностранные гувернеры «числом поболее, ценою подешевле». Эти гувернеры и вос­питывают молодое поколение в уверенности, «что нам без немцев нет спасенья». С гневом отмечает Чацкий, что даже речь московского дворянства представляет собой нелепое «смешенье языков французского с нижегородским». Он мечтает о возрождении национального языка, чтобы «ум­ный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев». Герой Грибоедова противопоставляет «судь­ям», непримиримым к «свободной жизни», мо­лодое прогрессивно настроенное поколение, к которому принадлежит и сам. Вот его характе­ристика этого поколения: … враг исканий… Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний, Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным… Чацкий попытался противостоять обществу Фамусовых, Скалозубов и Молчалиных и потер­пел неудачу. «Век минувший» пока еще чувству­ет свою силу. Объединившись, московские дво­ряне объявляют героя сумасшедшим, и ему не остается ничего, кроме как покинуть Москву, убежать подальше от этого общества, от этих по­рядков. Но он уже зародил искру раздора и со­мнения. У него уже появились единомышленни­ки даже в существующем обществе. Об этом сви­детельствует присутствие в комедии таких пер­сонажей, как брат Скалозуба, которому полага­лось повышение по службе, а он «службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать», или пле­мянник княгини Тугоуховской — князь Федор, который «чинов не хочет знать» и увлеченно за­нимается науками. Гости Фамусова с ужасом го­ворят о том, что в Петербурге открылся целый педагогический институт, где студенты и профес­сора упражняются в вольнодумстве. Да и сам Чацкий чувствовал себя представителем «ны­нешнего века» и совершенно не сознавал себя оди­ноким. Не случайно, осуждая дворянское обще­ство, он говорит не столько от собственного лица, сколько от лица нового, молодого поколения. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар ка­чеством силы свежей», — справедливо отмечал Гончаров. А сам Грибоедов так характеризовал основной смысл своего произведения: «Чацкий начинает новый век — и в этом все его значение и весь ум». Таким образом, хотя Чацкий и потер­пел поражение, но на самом деле новый век, «век нынешний» уже вступил в свои права. А потому дни «века минувшего» сочтены.