А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Горе от ума > Чацкий Онегин Печорин — лишние люди своего времени
Чацкий Онегин Печорин — лишние люди своего времени - сочинение


...современный человек Изображен довольно верно. А. С. Пушкин Всего пятнадцать лет — но каких лет! — отделяют выход в свет комедии Грибо­едова «Горе от ума» и романа Лермонтова «Герой нашего времени». Комедия была написана в годы создания тайных организаций декабристов, в романе «Евгений Оне­гин» действие развивается с 1819 по 1825 год. Это было время больших политиче­ских событий в истории страны. Как поэт и гражданин Лермонтов формировался после разгрома декабристского восстания. Хотя и Грибоедов, и Пушкин, и Лермонтов свя­зали содержание своих произведений с исторической действительностью, основной кон­фликт их — столкновение умного, образованного, передового человека с косным об­ществом. В главном герое они воплотили лучшие качества человека своей эпохи. Но как по-разному складываются судьбы Чацкого, Онегина и Печорина! Столкновение Чацкого с фамусовским обществом неизбежно. Чацкий резко вы­ступает против милых сердцу Фамусова порядков екатерининского века, «века покор­ности и страха». С негодованием произносит он монолог «А судьи кто?», направлен­ный против столпов дворянского общества. Чацкий беспощаден в своих оценках. Его слова буквально обрушиваются на Фа­мусова: Где? Укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве? Чацкого боятся, презирают, гонят, клянут. Герой не нашел своего места в фаму­совском обществе. Любовь его отвергнута. Оскорбленный, он покидает Москву, увозя с собой «мильон терзаний» от всего: от «ума», а еще более от оскорбленного чувства. Взгляды Чацкого близки идеям декабристов. Он шел прямой дорогой к декабри­стам. Исканиям русской дворянской интеллигенции 20-х годов XIX века перед декаб­ристским восстанием 1825 года посвящен роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». «Забав и роскоши дитя», Онегин получил типичное для аристократической моло­дежи образование и ведет обычную для «золотой молодежи» жизнь. Но он выделяет­ся из общей массы этой молодежи. Пушкин отмечает его «мечтам невольную предан­ность, неподражательную странность и резкий, охлажденный ум», чувство чести и благородство души. Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни, недо­вольству политической обстановкой, которая сложилась в стране после войны 1812 года. На него оказывают влияние передовые веяния эпохи — свободолюбивые идеи декаб­ристов: он задумал в своих владениях «порядок новый учредить» и заменил барщину легким оброком. Его нововведения вызывают осуждение соседей-помещиков, которые считают его опаснейшим человеком. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения, критическое отношение к действительности сближают его с Чацким. Но если Чацкий «шел прямой дорогой на каторжные работы» (Герцен), то Онегин не находит в себе сил, чтобы стать декабристом. Он принадлежит к той части дворянской интеллигенции, которая избегала служить царизму, не желая встать в ряды молчаливых. Но она стояла в стороне от общественно-политической деятельности. А такой путь обрекал на бездейственность, на отход от народа. Не было у этих людей высокой цели, они не знали, где применить свои силы и знания. Онегин — отражение эпохи декабристов, а Печорин — герой третьего десятиле­тия, «жестокого времени». Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и без­действия, Онегин же — в период общественно-политического оживления и мог быть декабристом. У Печорина этой возможности не было. Поэтому Белинский говорит: «Онегин скучает, а Печорин глубоко страдает». Печорин, как Чацкий и Онегин, по происхождению аристократ, получил свет­ское воспитание. Печорин наделен незаурядным умом, критически оценивающим окружающий мир. Он, как и Онегин, пытается заняться наукой, чтением книг. Им овладевает та же скука. Так же, как и Онегин, Печорин стоит выше окружающей дво­рянской среды. Но на этом сходство и кончается. Острый ум позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться к самому себе. Он размышляет над проблемами добра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке своих современников он самокритичен: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для соб­ственного счастья». Человек сильной воли и больших возможностей, Печорин страс­тно стремится к активной жизни. «Рожденный для высокой цели», он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные его. Печорин — типичный герой своего времени. «Это портрет, составленный из поро­ков всего нашего поколения», — пишет Лермонтов. Печорин в борьбе с собой и све­том «утратил навеки пыл благородных стремлений». Печорин беспощаден к себе. Презирая своих современников за мелочность их существования, он сам не служит высоким целям, увлекается «приманками страстей пустых и неблагодарных». Он ста­новится «лишним человеком» в обществе. А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов показали в своих произведени­ях влияние условий социальной среды на жизнь человека. Но многое зависит и от него самого. Чацкий — активный борец, он будущий декабрист. Онегин скучает, но у него есть возможность изменить свою жизнь, присоединиться к освободительному дви­жению декабристов. Для Печорина нет выбора. Жуткая реальность мрачной реакции после декабрьского восстания и жестокая расправа с лучшими представителями дво­рянского общества вставали глухой, мертвой стеной на пути лучших, благородных стремлений. Безнадежность звучит в словах Печорина о будущем: «Авось умру где-нибудь на дороге!»