А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Горе от ума > Чацкий как передовой человек своего времени
Чацкий как передовой человек своего времени - сочинение


Это передовой человек своего времени. Сразу после Отечественной войны 1612 года наиболее прогрессивная часть дворянства, осознав страшный разрыв между мощью русского народа и его бесправным положением, стала высказываться против крепостного права и абсолютной монархии и начала объединяться в тайные политические общества. Чацкий по своим убеждениям и по своей психологии близок к декабристам. Он рано лишился родителей и, будучи сыном покойного друга Фамусова, воспитывался до 18 лет в его даме. В 18 лет им, как и Онегиным, овладела "охота к перемене мест", и он начал путешествовать. Три года Софья не получала от него никаких известий. Через три года (ему уже 21 год) он возвращается к Софье, с нежностью и благодарностью вспоминая о годах, проведенных вместе с ней. Само стремление Чацкого к странствиям, его непоседливость - типичная черта романтического героя, свойственная и Онегину (после убийства им Ленского), и Печорину ( на протяжении всего романа). Важно, что обе сюжетные линии комедии соединяются в единое целое именно Чацким. В зтом секрет его роли. Благодаря этому он показан и как влюбленный молодой человек, и как общественный обвинитель. Его характер и ум связаны заглавием ("Горе от ума"). Это заглавие имеет не один, а два смысла, два плана, что придает характеру Чацкого противоречивость и реалистическую сложность. В первом плане ум героя является синонимом вольнолюбия, правдолюбия, непримиримости к несправедливости, любви к родине и уважения к ее народу, передовых убеждений, а также синонимом жажды знаний, просвещения и уважения к науке:"ум, алчущий познаний". Всеми этими чертами наделен Чацкий. Человек с таким критическим складом ума в окружении людей малообразованных и эгоистичных, равнодушных к страданиям народа, лишенного человеческих прав, чувствует себя несчастным, испытывая горе от своего передового ума. Во втором плане заглавия "Горе от ума" ум — это составная часть человеческого сознания, содержащего два начала: рациональное и эмоциональное, которые изначально находятся в равновесии, в гармонии, в диалоге. Но в 1 действий Чацкий говорит, что у него "ум с сердцем не впаду", то есть признается, что диалог ума и сердца у него нарушен. В чем же проявляется это нарушение? Чувство влечет его к Софье, к любви, а ум под влиянием самолюбия, уязвленного тем, что Софья холодна с ним, выбрасывает свое раздражение и досаду на Фамусовский мир, заставляет Чацкого разоблачать этот мир, составной частью которого является и его любимая. То есть Чацкий, который в первом действии говорит о любви к Сскрье так красиво, открыто и нежно, начиная со второго акта, не чувствуя от Софьи ответной любви, становится раздражительным, категоричным, нетерпеливым, желчным, ядовитым и часто нескромным. Делая окружающим едкие замечания, он этим не привлекает, а отталкивает людей. При этом ум Чацкого становится послушным слугой обиженного самолюбия. Это делает героя ограниченным, одиноким и настолько оторванным от реальной ситуации, что он начинает "метать бисер" перед Фамусовым и Скалозубом во время танцев. Заметим, что Чацкий умен, когда он от конкретного «акта переходит к большим обобщениям. Например, после рассказа Фамусова о Максиме Петровиче Чацкий делает грандиозный вывод обо всем восемнадцатом веке: "прямой был век покорности и страха" (но мы-то знаем, что век Петра и Екатерины был не только таким). Но как только речь заходит о ситуациях, в которых Чацкий - прямой участник, он не может оценить не только Софью и Молчалина, но и самого себя. На вопрос Фамусова:"Не хочешь ли жениться?" Чацкий отвечает:"А вам на что?", забыв, что Фамусов - отец Софьи. Горе от неразделенной любви приводит к растерянности ума. Или в самом начале пьесы: отсутствуя три года, он врывается в дом и начинает с обьснения в любви. И хотя объсне-ние очень красиво, но Софья-то провела ночь с Молчалиным и не первую...). Это ставит Чацкого в грустное и одновременно смешное положение. Неслучайно и Лиза хочет: ведь она знает все. Еще пример: Чацкий не верит, что Софья серьезно любит Молчалина. Почему? Потому, что в Молчалине нет бойкого ума и пылкого чувства. Но мы знаем, что Софья все же Молчалина любит, причем за совершенно иные качества. Слабость Чацкого в том, что он к конкретной ситуации подходит с предвзятыми представлениями. Так, что явно недооценивает серьезность увлечения Софьи Молчалиным. "Век минувший" он считает хуже нынешнего только потому, что минувший уже прошел. А между тем, Молчалин и Скалозуб, почти ровесники Чацкого, своей реакционностью не уступают веку минувшему. Чацкий не понимает, что прошлое ("век минувший"), не умирает, не отбрасывается, как старый халат, а на правах частицы входит в состав настоящего. Представления Чацкого о людям и жизни разбиваются при столкновении с действительностью. Важно, что в 1 действии Чацкому свойственны оптимизм и радостное мироощущение, которые постепенно угасают, и только в четвертом акте, после разоблачения Молчалина, он признается, что и сам виноват в своем нелепом положении: "Не образумлюсь... Виноват, и слушан, не понимаю", "Слепец! Я в кои искал награды всех трудов!". Сцена разоблачения Молчалина становится и сценой прозрения Чацкого, в которой он, пылкий и самовлюбленный романтик, делает шаг к своей духовной трезвости.






У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение: