А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Горький > Человек и идея в романе М Горького «Мать»
Человек и идея в романе М Горького «Мать» - сочинение


Роман «Мать» - произведение, создан­ное на рубеже двух веков, в нелегкое и бурное время, стремительно уносящее все старое и дающее жизнь новым идеям, новым общественным течениям, которые овладевали умами и сердцами. Процесс коренной ломки общественного мировоз­зрения, развернувшийся в русском обще­стве в данный период, небезызвестная борьба между новыми материалистичес­кими и идеалистическими философскими течениями, возникшими на рубеже XIX-XX веков, - все это не могло не найти от­ражения в литературных произведениях той эпохи. Творчество М. Горького не яв­ляется здесь исключением. Оно явилось откликом на события времени, когда ме­нялось само понятие героического, когда протест против существующего строя стал делом каждого здравомыслящего че­ловека. Совершенно другой вопрос, - в каких формах этот протест выражался. Нельзя забывать, что разночинский пери­од освободительного движения в России сменился в это время пролетарским, раз­вивавшимся преимущественно под воз­действием теории марксизма. Роман «Мать» обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению к об­щественным преобразованиям; произве­дение проникнуто пафосом борьбы за пе­реустройство жизни, что длительное время давало повод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии. За «героической борьбой нового поколения революционеров» не замечали (или не хотели замечать) живых людей с их внут­ренними противоречиями, страданиями, нравственными исканиями. А ведь именно внутренний духовный мир человека интере­совал величайших русских писателей, про­изведения которых стали классикой миро­вой литературы. Односторонний подход к данному произведению, навязанный ком­мунистической идеологией, несомненно, не может удовлетворить человека, считаю­щего себя истинным знатоком и ценителем литературы. Вероятно, более целесообразно будет рассматривать это произведение, иссле­дуя духовный мир героев. Так, лучшие чув­ства, возникающие в сердцах, зовут лю­дей на службу высокой и светлой идее. Но когда эта идея заслоняет собой все ос­тальное, порабощая человека, она глушит в душе его те самые чувства, которые по­будили его к служению ей. Этот парадокс трагичен. И отчетливей всего проявляется он в образе Павла Власова, который рас­сматривался до недавнего времени как бе­зоговорочно положительный. Но именно в нем проявляется сильнее всего «одержи­мость идеей», именно в нем это явление приобретает наиболее разрушительные формы. Стремление к высокой цели, пе­рерастая в фанатизм, подавляет в душе героя такие вечные человеческие чувства, как сыновняя любовь, любовь к дому, к женщине. Жестоко, не по-сыновьи, говорит он ма­тери, что обречен умереть за свою идею, не хочет слушать ее перед демонстраци­ей. Образ Павла — это образ человека, делающего, хотя и не по злому умыслу, несчастными всех, кому он дорог. Осо­бенно это видно из истории его любви. В жизни перед ним постоянно возникает необходимость выбора между идеей и жи­вой душой. И он выбирает идею... Поэто­му образ Павла Власова трагичен. В его душе произошел разлад между самыми глубокими, корневыми, жизненными ос­новами и идеей, целью, поставленной им самим. Героем, несущим в себе духовное нача­ло, в ком сильны лучшие человеческие чувства, является, несомненно, Ниловна. Могучая сила ее материнской любви удерживает Павла от полного погружения в фанатическое безумие. Именно в обра­зе матери наиболее органично соедини­лись вера в высокую цель с богатейшим духовным миром. Необходимо отметить глубокую и прочную связь Ниловны с на­родом, что всегда в русской литературе оценивалось как богатство души челове­ка, близость к истокам, корням нацио­нальной культуры. Идея окрыляет Ниловну, дает ей подняться, обрести веру в се­бя, но не перерастает в ее сознании в цель, требующую фанатичного служения. Этого не происходит, вероятно, потому, что связь Ниловны с народными корнями очень крепка. Очевидно, именно эта связь определяет внутреннюю стойкость человека. Заме­тим, что Андрей Находка, соратник Павла, гораздо глубже его в духовном плане. Этот образ также близок к народу, об этом говорит его отношение к Ниловне: неж­ность, забота, ласка. У Павла этого нет. Автор показывает, сколь опасно для чело­века отдаляться от народных корней, ког­да утрачиваются все истинные духовные ценности. Название романа выбрано пи­сателем не случайно. Ведь именно мать (вечный образ) является истинным и веч­ным символом человечности, любви, ис­кренности.