А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Двенадцать > Двойственная сторона революции в поэме А А Блока «Двенадцать»
Двойственная сторона революции в поэме А А Блока «Двенадцать» - сочинение


1. Краткие биографические сведения. 2. Отражение революционной эпохи. 3. Тема революции в поэме. 4. Двойственные стороны революции А. А. Блока. 5. Реакция читателей на появление поэмы, и мнение В. В. Маяковского. А. А. Блок родился в ноябре 1880 году в Санкт-Петербурге. Писатель вырос в семье своего деда известного ботаника А. Н. Бекетова. В семье очень любили литературу, почти все сами писали и занимались переводами. Именно в такой литературной семье и вырос великий поэт. В 1898 году А. А. Блок оканчивает гимназию, поступает в Петербургский университет, вначале на юридический факультет, а затем в 1901 году переводится на филологический. Свое обучение он окончил в 1906 году. Постепенно год за годом поэт создает свои великолепные стихи: «Стихи о Прекрасной Даме» (1904), «Сытые», цикл стихов «Нечаянная радость», «Снежная маска» (1905—1907); «На Куликовом поле», «Родина» (1907—1916), поэмы «Двенадцать», «Скифы» (1918). В 1905 году многие темы и мотивы ранней лирики Блока начинают претерпевать серьезные изменения, у поэта появляются социально-политические, идеи. Теперь поэт смотрит на жизнь не как влюбленный юноша, а как уже состоявшийся критик действительности, судья той эпохи. В его творчестве стала проявляться заинтересованность к судьбе самой страны, всего общества, ему уже нужно было разобраться, что же будет в будущем с каждым из нас и что есть в настоящем. А. А. Блок предчувствовал ближайшее наступление революции, так как прежний мир стал не соответствовать движению жизни. А главное то, что в тот период времени сам мир стал не просто жестоким и бесчеловечным, но и ощущалось в нем постоянное нарастание народного волнения, которое было необратимо и неуправляемо. Революция как таковая является уже неизбежным результатом этого народного безумства и стремления изменить жизнь к лучшему. Поэма «Двенадцать» была написана в 1918 году. Она стала гимном революции, как некая песнь славы и преданности одной идее. Октябрьская революция в поэме «Двенадцать» представляет собой стихийное проявление и противостояние социальных низов общества политическому строю того времени. У Блока эта революция показана как безумное действие захватывающее и поглощающее весь мир: Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем божьем свете! Революция у поэта не может существовать классово, так как на это влияет ее стихийность. Поэтому «неугомонный враг» в поэме так и не показан. В поэме есть только одно единственное убийство и не буржуя, стоящего на перекрестке, а убийство Катьки. Так поэт показывает эту стихийность, которая проявляется в необузданном, неуправляемом стремление убивать и рушить. Уж я ножичком Полосну, полосну!.. Силы, которые руководят этой революцией, различны. А. А. Блок показывает, что сама по себе она имеет две стороны, как положительную, так и обратную — отрицательную. С одной стороны, революция необходима для восстановления справедливости, а с другой — она же способна подтолкнуть людей и к плохим, необдуманным поступкам — мародерству, вандализму: Эх, Эх! Позабавиться не грех! Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба! Носителями идеи революции в поэме «Двенадцать» являются красногвардейцы, и их поступки тоже двойственны. Именно они вершат справедливую расправу с буржуазией, и им же принадлежит бессмысленное убийство Катьки. Они держат революционный шаг, но в то же время могут и «ножичком полоснуть». Революция у А. А. Блока с одной стороны предельно обобщена. В поэме действующие лица обыкновенные простые люди — это какой-то писатель, Петька, Ванька, барыня в карауле, Катька, главная действующая сила, двенадцать красногвардейцев, имена которых неизвестны. А с другой стороны, для поэта революция — это общечеловеческая катастрофа. Соответственно, масштаб поэмы столь же велик — начиная от всей вселенной и заканчивая конкретным человеком, его внутренней сущностью, его душой. Революционная стихия разрушает старый мир, но после такой революции так и не рождается, как утверждает Блок, «третья правда». Впереди, как не вглядывается поэт, больше ничего нет, а сзади остался только «старый мир, как пес бездомный». И на вопрос:что впереди? — нет ответа. Описывая все эти картины разрушения и уничтожения прошлой действительности, А. А. Блок одновременно подчеркивает и святость такой революции. Так, самих красногвардейцев, которые несут смерть старому миру, неожиданно возглавляет сам Христос. Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим,... В белом венчике из роз — Впереди — Иисус Христос. Таким образом, получается, что у А. А. Блока святыня и грех постоянно сливается во что-то единое. Читыая поэму «Двенадцать» читатель постоянно сталкивается с тем, что все красногвардейцы очень часто, на протяжении всей поэмы, отрекаются от Христа: От чего тебя упас Золотой иконостас? Поэт неоднократно подчеркивает