А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Детство. Отрочество. Юность > Краткое содержание Отрочество (Толстой Л Н )
Краткое содержание Отрочество (Толстой Л Н ) - сочинение
Отрочество

После смерти матери ребят отправляют в дол­гий путь, в имение их бабушки, где отныне им предстояло жить. Главному герою Николаю ни­сколько не грустно, так как кажется, что старая, полная печалей жизнь будет наконец-то замене­на новой, свежей и веселой.

«У меня перед глазами не было ни затворен­ной двери комнаты матушки, мимо которой я не мог проходить без содрогания, ни закрытого роя­ля, к которому не только не подходили, но на ко­торый и смотрели с какою-то боязнью, ни траур­ных одежд (на всех нас были простые дорожные платья), ни всех тех вещей, которые, живо напо­миная мне невозвратимую потерю, заставляли меня остерегаться каждого проявления жизни из страха оскорбить как-нибудь ее память».

Теперь, в путешествии, вокруг героя постоян­но возникали живописные картины, а весенняя природа вселяла радость и надежды на будущее.

Выезжали, как правило, рано утром. Автор описывает, в каких обстоятельствах происходи­ло их пробуждение, первые минуты нового дня, как затем они садились в бричку и продолжали путешествие. На душе у мальчика было легко и спокойно.

Однажды в дороге путешественники попали в сильнейшую грозу. Природа буйствовала и уста­навливала свои порядки. Было очень страшно продолжать путешествие. «Вот задрожала осино­вая роща; листья становятся какого-то бело-мут­ного цвета, ярко въедающегося на лиловом фоне тучи, шумят и вертятся; макушки больших берез начинают раскачиваться, и пучки сухой травы ле­тят через дорогу. Стрижи и белогрудые ласточ­ки, как будто с намерением остановить нас, реют вокруг брички и пролетают под самой грудью ло­шадей; галки с растрепанными крыльями как- то боком летают по ветру… Молния вспыхивает как будто в самой бричке, ослепляет зрение…, в ту же секунду над самой головой раздается ве­личественный гул, который, как будто поднима­ясь все выше и выше, шире и шире, по огромной спиральной линии, постепенно усиливается и пе­реходит в оглушительный треск, невольно застав­ляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли!»

Когда гроза начала стихать, возле брички вдруг показался страшный нищий, который чрезвычайно напугал главного героя. Начался сильный дождь, и путешественникам пришлось выдержать новое испытание. Наконец показал­ся первый робкий луч солнца. «Я испытываю не­выразимо отрадное чувство надежды в жизни, быстро заменяющее во мне тяжелое чувство страха. Душа моя улыбается так же, как и осве­женная, повеселевшая природа». Дети озаряют­ся радостью.

Главный герой общается с Катенькой. Детей интересует, каким будет их будущее, оно стра­шит и манит одновременно. Катенька высказы­вает мысль, что вскоре ей не придется запросто общаться с ребятами, так как она бедна, а они — богаты. Ее собеседнику трудно понять, что она имеет ввиду. «Бедными, по моим тогдашним по­нятиям, могли быть только нищие и мужики, и это понятие бедности я никак не мог соединить в своем воображении с грациозной, хорошень­кой Катей». С главным героем в процессе этого разговора происходит серьезная моральная пе­ремена, и именно с этого момента и началось его отрочество.

С приездом в Москву перемены в его взглядах на предметы стали еще ощутимее. Когда он уви­дел бабушку, то сначала испытал к ней чувство подобострастного уважения и страха, а затем, когда она припала к голове Любочки и зарыда­ла, душа его наполнилась состраданием.

Отец практически не занимался детьми. Дядя Карл Иваныч казался главному герою странным и смешным, с девочками мальчишки общались все менее охотно. По всему ощущалась, что жизнь значительно изменилась.

Главный герой был всего на год моложе свое­го брата Володи, но теперь между ними будто об­разовалась пропасть. У Володи проснулась страсть к собирательству, и когда автор однаж­ды нечаянно разбил его флакончик, между ними возник конфликт, и младший брат нарочно пере­бил все флакончики. Помирились они по иници­ативе Володи, и Николай в этот момент чувство­вал себя таким виноватым, что из глаз его текли обильные слезы.

Когда главному герою было четырнадцать, он стал иначе, чем раньше, воспринимать горнич­ную Машу. Однажды он узнал, что Володе тоже нравится Маша. «…Мне невольно захотелось по­дражать ему… Иногда, притаившись за дверью, я с тяжелым чувством зависти и ревности слу­шал возню, которая поднималась в девичьей, и мне приходило в голову: каково бы было мое положение, ежели бы я пришел на верх и, так же как Володя, захотел бы поцеловать Машу? Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродли­вости… Я был слишком самолюбив, чтобы при­выкнуть к своему положению, утешался, как лисица, уверяя себя, что виноград еще зелен, то есть старался презирать все удовольствия, до­ставляемые приятной наружностью, которыми на моих глазах пользовался Володя и которым я от души завидовал…».

Однажды дети играли с дробью, и их обвини­ли в том, что они чуть было не сожгли дом. Их отцу после этого пришлось иметь разговор с ба­бушкой, грозной и суровой женщиной. В ходе разговора было решено пригласить для воспита­ния детей гувернера. Отныне вместо Карла Ива­ныча появился щеголеватый француз.

Главному герою было жаль расставаться со своим прежним воспитателем. Карл Иваныч рассказал ему свою историю. «Мне всегда плати­ли злом за добро, которое я делал людям, и моя награда не здесь, а оттуда, — сказал он, указы­вая на небо». Карл Иваныч был и сапожником, и солдатом, и дезертиром, и фабрикантом, и учи­телем. «Теперь я нуль! и мне, как сыну божию, некуда преклонить свою голову».

У главного героя вскоре возникли проблемы с учителем истории. Ему поставили плохую от­метку, и как раз в этот момент в доме были гости по случаю дня рождения Любочки. Плохую от­метку скрыли. Отец попросил принести из его кабинета какую-то мелочь, и когда автор отпра­вился за ней, он не удержался и залез в бумаги отца. К его ужасу, ключ от портфеля сломался. Мальчику стало страшно, так как вечером все должно было открыться: и единица по истории, и сломанный ключ, и еще Мими должна была пожаловаться на него. Он вернулся к гостям и стал вести себя нарочито вызывающе. Ему очень не нравилось, что Сонечка — девочка, пре­бывавшая у них в гостях, не уделяет ему никако­го внимания, а интересуется Сережей. Он назвал ее изменницей, а потом случайно увидел, как Се­режа поцеловал Сонечку, и ему стало еще хуже. Он захотел сделать нечто, что привлекло бы к не­му всеобщее внимание.

Когда гувернер St.-Jerome сошел вниз и ска­зал мальчику, чтобы он шел наверх, тот показал ему язык и сказал, что не пойдет отсюда. В изум­лении тот пообещала наказать его розгами.

Следует описание страшных переживаний главного героя. То ему казалось, что он подки­дыш, что ему необходимо уйти из дома, то он хо­тел убить гувернера, то уйти на войну. Он думал о Боге, недоумевал, почему тот наказывает его, хотя он регулярно молится.

Пришел St.-Jerome и приказал идти к бабуш­ке. Она обратилась к мальчику с холодным мо­нологом и попыталась заставить его просить у гувернера прощения. Он не послушался, и у ба­бушки случилась истерика.

Как раз тогда отец узнал о сломанном ключе от портфеля. Он попытался наказать сына, тот расплакался, признался, что ненавидит гуверне­ра и готов убить его.

С каждым днем герой произведения чувство­вал себя все более и более одиноким. Он утешал­ся только мечтами, в которых представлял себе Машу.

Маша была влюблена в Василия, тоже крепо­стного, и ее дядька Николай не разрешал им по­жениться. Это приносило им величайшие стра­дания. Николай же представлял, что когда он станет хозяином поместья, то пожалует Васи­лию тысячу и повелит им с Машей пожениться.

Далее следует описание того, как сложно фор­мировалось мировоззрение Николая. «Раз мне пришла мысль, что счастье не зависит от внеш­них причин, а от нашего отношения к ним, что человек, привыкший переносить страдания, не может быть несчастлив… Другой раз, вспомнив вдруг, что смерть ожидает меня каждый час, каждую минуту, я решил, не понимая, как не поняли того до сих пор люди, что человек не мо­жет быть иначе счастлив, как пользуясь настоя­щим и не помышляя о будущем… То раз, стоя пе­ред черной доской и рисуя на ней мелом разные фигуры, я вдруг был поражен мыслью: почему симметрия приятна для глаз? что такое симмет­рия?.. Из всего этого тяжелого морального труда я не вынес ничего, кроме изворотливости ума, ослабившей во мне силу воли, и привычки к по­стоянному моральному анализу, уничтожившей свежесть чувства и ясность рассудка».

Володе предстояло поступать в университет. Он демонстрировал прекрасные результаты в от­личие от Николая. Все экзамены старший брат выдержал отлично. После последнего, самого сложного экзамена, Володя появился в краси­вом студенческом мундире, очень гордый. Все были счастливы. Николай со временем стал от­мечать, как переменился и повзрослел Володя, и ему был не понятен его новый образ. К тому же он отмечал, что Володя стал как-то по-другому общаться с Катенькой.

Катенька за последнее время очень преобра­зилась, похорошела. По сравнению с Любочкой, которая продолжала оставаться некрасивой, Ка­тенька смотрелась просто красавицей. Отлича­лось и поведение девочек: Катенька любила ко­кетничать, Любочка же не терпела жеманства. Однако Катенька нравилась Николаю гораздо больше Любочки. Папа чрезвычайно гордился своим старшим сыном-студентом. У Николая же меняется отношения к отцу, он перестает воспри­нимать его как небожителя, начинает относиться к нему как к живому человеку и даже слегка пре­зирать за слабости.

Умерла бабушка. Николаю не было ее жалко, только масса неприятных чувств возникло у не­го от самого факта ее смерти. Оказывается, что свое имение она оставила в наследство Любочке, поручив до ее замужества опеку не отцу, а князю Ивану Иванычу.

Остается несколько месяцев до поступления в университет Николая. Маша и Василий поже­нились, и у автора уже не было никакого волне­ния по поводу красивой горничной. «…Я начи­наю понемногу исцеляться от моих отроческих недостатков, исключая, впрочем, главного, ко­торому суждено наделать мне еще много вреда в жизни, — склонности к умствованию».

К Володе часто приходили друзья, и в эти мо­менты Николай любил бывать в его комнате, хо­тя в этом обществе его не очень жаловали. Некий князь Нехлюдов произвел сильное впечатление на Николая. Он был некрасив, но умен, и автору очень хотелось превзойти его.

Однажды приятели позвали Володю в театр, но у него не было денег. Чтобы скрыть это, он вы­шел, чтобы попросить взаймы у дворецкого. Ни­колая присутствовал при этом, и приятели брата стали задавать ему вопросы относительно нали­чия денег у Володи. Зашел разговор о самолюбии. Володя со своим другом Дубковым уехали в те­атр, а Нехлюдов остался с Николаем, чтобы про­должить дискуссию. Для главного героя это был долгожданный шанс поспорить с Нехлюдовым. В итоге их беседы Нехлюдов назвал Николая ум­ным, и тот почувствовал себя абсолютно счаст­ливым.

Отныне между Николаем и Нехлюдовым уста­новилась дружба. «Мы толковали и о будущей жизни, и об искусствах, и о службе, и о женить­бе, и о воспитании детей, и никогда нам в голову не приходило, что все то, что мы говорили, был ужаснейший вздор. Это не приходило нам в го­лову потому, что вздор, который мы говорили, был умный и милый вздор…».

Друзья поначалу проводили друг с другом много времени, но во время Масленицы Нехлю­дов начал как-то отстраняться от общения с Ни­колаем, из-за чего тот начал сильно переживать. От обиды Николай решил более не общаться с ним. Нехлюдов сам сделал попытку помирить­ся, и Николай охотно пошел ему навстречу. От­ныне друзья решили быть во всем друг с другом откровенными. «…Под влиянием Нехлюдова я невольно усвоил и его направление, сущность ко­торого составляла восторженное обожание идеала добродетели и убеждение в назначении человека постоянно совершенствоваться». Столь идеалис­тические представления стали сущностью юно­шеского мировоззрения Николая.

В ранней юности Николай представляет собой человека, который всеми силами пытается най­ти себя. Его мировоззрение постоянно испыты­вает влияние со стороны окружающего мира, из-за чего мысли Николая становятся сумбурны­ми. Он то поверхностно подумывает о том или ином, то вдруг глубоко уходит в очередную мысль и додумывает ее до некого вывода. Заклю­чения Николая на тот момент странные, они не отличаются ровностью и логичностью, однако не лишены смысла. Николай, безусловно, пред­ставляет собой развитого в интеллектуальном плане молодого человека, однако ему не достает знаний, уверенности в себе и внимательного от­ношения со стороны близких. По сути он оказы­вается предоставленным самому себе и потому вынужден самостоятельно познавать мир. По­этому он так увлекается Нехлюдовым, который, в отличие от других, позволяет ему высказывать­ся и не остается равнодушным к его мыслям.

Юный Николай производит противоречивое впечатление. С одной стороны, он подобен мягко­му воску, из которого под влиянием окружающе­го мира можно вылепить все, что угодно; с дру­гой стороны, он пытается утвердиться в жизни и для этого имеет все основания и ресурсы. Инте­ресны описания его мыслей, переживаний, сви­детельствующих о непрекращающемся процессе формирования личности. Автор также не забыва­ет повествовать и о тех реальных процессах и со­бытиях, которые происходят вокруг Николая и также оказывают на него влияние. Вкупе все это составляет обширную картину среды, в кото­рой растет и развивается человек, который впос­ледствии будет жить в соответствии со складыва­ющимся в настоящий момент мировоззрением.





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Детство. Отрочество. Юность

Детство. Отрочество. Юность


Сочинение по теме Краткое содержание Отрочество (Толстой Л Н ), Детство. Отрочество. Юность


  Мобильная версия