А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Евгений Онегин > Взаимоотношения главного героя романа и общества в романе А С Пушкина «Евгений Онегин»
Взаимоотношения главного героя романа и общества в романе А С Пушкина «Евгений Онегин» - сочинение


1. Общий замысел романа. 2. Образ Евгения Онегина 3. Образ Татьяны Лариной 4. Сравнительная характеристика героев. 5. Авторское отношение к высшему обществу. Роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — первое стихотворное произведение, соответствующее реалистической направленности. В нем автор произведения, блистательный поэт и прозаик мировой известности представил широкую панораму общественной жизни высшего общества Москвы и Петербурга первой четверти XIX века. Критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман «энциклопедией русской жизни» — в нем блистательно и живо показана жизнь общества, приведены основные человеческие типы того времени, выведен характер отношений представителей высшего света и простолюдин. Большая роль в романе принадлежит изображению русского провинциального дворянства, весьма характерного для пушкинской эпохи. Часто в произведениях этого времени автором сознательно или бессознательно на первое место выдвигался конфликт между двумя стихиями — европеизированным, блестяще образованным и воспитанным обществом Петербурга и простым, патриархальным, незатейливым, хранящим «привычки милой старины» уездным или провинциальным дворянством. В «Евгении Онегине» также стоит подобный конфликт, отраженный в отношениях главного героя и Татьяны Лариной. Первая глава романа повествует читателю о повседневной, обыденной жизни главного героя. Подробно описаны его день, привычки в еде и вкусы в одежде, литературные предпочтения. Автором дан анализ воспитанию, полученному Онегиным в детстве и типичному для представителей дворянства того времени: герой не получил должной пищи для сердца ... бранил Гэмера, Феокрита... и ума ...мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... но зато с блеском усвоил правила поведения в обществе: Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, Внимательным иль равнодушным! Как томно был он молчалив, Как пламенно красноречив, В сердечных письмах как небрежен! Одним дыша, одно любя, Как он умел забыть себя! Автор очень точно и детально описывает времяпрепровождение юного повесы, быт и интересы героя. Не удивительно, что при такой жизни молодого человека настиг «сплин» или «вечная русская хандра». Эта болезнь стала естественной реакцией мыслящего человека на пустоту и никчемность подобной жизни. В начале произведения надо отметить положительное, сочувствующее отношение автора к своему герою, более того, читатель может встретить и открытое признание: «мне нравились его черты...» отмечаются черты характера, сближающие поэта с героем, например, привычка к частоте «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей», любовь к театру и дамам. Но при этом автор не устает разграничивать свой голос с голосом героя, повторяя о различиях между ним и Евгением. И главным таким различием становится отношение к природе. Онегина к ней, как и ко всему остальному, по началу привлекала новизна: «...и очень рад, что прежний путь переменил на что-нибудь». Но скоро она исчезает: Два дня ему казались новы Уединенные поля... На третий роща, холм и поле Его не занимали боле, Потом уж наводили сон... — уступив место привычной хандре. У автора сохранилось чистое отношение к природе, как к положительному началу, дающему силу для вдохновения. Он говорит о себе как о «простом воспитаннике природы», рожденном «Для жизни мирной, для деревенской тишины». Подобное трепетное отношение к природе наблюдается у героини романа, Татьяны Лариной. Именно в ней она видит успокоение и путь к спокойной жизни. Перед ее переездом в Петербург звучат строки: Она, как с давними друзьями, С своими рощами, лугами Еще беседовать спешит. Потому, попав в высший свет, в «шум блистательных сует», героиня более всего тоскует о своей прежней, «полевой» жизни. Сам Пушкин считал, что все истинно русское, народное, должно находиться в гармонии с национальной природой, уметь находить в ней красоту и любить ее. Потому и Татьяна Ларина, несмотря на ее «неспособность» говорить на родном языке, изображена с «русской душой». Героиня «верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны», была гораздо ближе к народной жизни, чем испорченный светом Евгений. Она общалась с народом, со своими крепостными. Ее няня тоже из крестьян. Стала Татьяне второй матерью и лучшей подругой, которая доверяла ей все свои сердечные тайны. И гадает героиня по старому русскому обычаю вместе со своими крепостными девками: Служанки со всего двора Про барышень своих гадали И им сулили каждый год Мужьев военных и поход. При этом автор не идеализирует деревенскую жизнь, отмечая, что «Вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор» ничем не лучше «бессвязного пошлого вздора», царящего в столичных гостиных. Неторопливый и размеренный деревенский уклад, однако, дает ничуть не больше возможностей для реализации, чем высший свет. Этому в подтверждение дана Ольга, красивая девушка, воплощение образа того времени («глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные»), совершенно лишенная духовного содержания. Она не стремилась к духовному росту, к новым знаниям, ей хватало для комфортной жизни «потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем» с соседями. Не долго плакала Ольга после гибели Ленского, смога быстро утешиться и выйти замуж за проезжего улана. Читатель может догадаться, что в будущем ее ждет такая же судьба, которой оказалась достойна ее мать. Татьяне же «романы заменили все, она влюблялася в обманы и Ричардсона, и Руссо». При этом героиня чужда окружающим ее людям: Она в семье своей родной казалась девочкой чужой... Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела... Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней, Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей... Татьяна также одинока в своем окружении, насколько одинок и не принят обществом Онегин. Но Татьяна ближе к простому народу, у нее есть отдушина, где героиня может быть счастлива. Не случайно именно с образом этой девушки связано большое количество фольклорных элементов в тексте. Ее сон, важный для основных событий романа, напоминает русскую сказку с чередой странных героев. С типичным для фольклора изображением нечистой силы: полужуравль и полукот, карла с хвостиком, живая мельница. Заслуга Пушкина как автора романа заключается и в создании нового, не виданного доселе в русской литературе образа истинно русской героини. Таким образом, отношение общества и героя понимается на сравнении образов Евгения и Татьяны. Если девушка, сознательно огораживает себя от суеты высшего света, то Онегин, устав от общества, вытесняется самим обществом. При этом блеск высшего света Татьяной отрицается, она близка природе и народу, поэтому более полноценна, чем герой, далекий от родного народа. Автор в произведении дает свое отношение к дворянству столичному, при этом отношение это двойственное, и положительным назвать его очень трудно.






У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Евгений Онегин

Евгений Онегин


Сочинение по теме Взаимоотношения главного героя романа и общества в романе А С Пушкина «Евгений Онегин», Евгений Онегин