А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Евгений Онегин > Пейзаж в романе А С Пушкина «Евгений Онегин»
Пейзаж в романе А С Пушкина «Евгений Онегин» - сочинение
План сочинения

   1. Вступление. Типы пейзажей в романе.

   2. Основная часть. Виды пейзажа в романе. Функции пейзажей.

   ? Первый городской пейзаж. Мир Онегина.

   ? Второй городской пейзаж. Элементы сентиментализма и романтизма. Характеристика автора и героя.

   ? Деревенский идиллический пейзаж. Обозначение черт характера Онегина и автора.

   ? Романтический и реалистический пейзаж как средство раскрытия внутреннего мира героини.

   ? Символика пейзажей, связанных с образом Татьяны.

   ? Романтический пейзаж, связанный с образом Ленского.

   ? Реалистичность осенних и зимних пейзажей в «Евгении Онегине»

   ? Соотнесенность картин природы с миром человеческих чувств у Пушкина.

   3. Заключение. Функции пейзажей в романе.

   В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» представлены различные типы пейзажей: романтический, реалистический, пейзаж с элементами сентиментализма, пейзаж буколической поэзии. Попробуем рассмотреть описания природы в произведении более подробно.

   В «Евгении Онегине» есть и деревенский, и городской пейзаж. Первый городской пейзаж – это фон, на котором происходит действие:

     

    А Петербург неугомонный

    Уж барабаном пробужден.

    Встает купец, идет разносчик,

    На биржу тянется извозчик,

    С кувшином охтенка спешит,

    Под ней снег утренний хрустит.

    Проснулся утра шум приятный,

    Открыты ставни; трубный дым

    Столбом восходит голубым,

    И хлебник, немец аккуратный,

    В бумажном колпаке не раз

    Уж отворял свой васисдас[35].

     

   Одновременно пейзаж этот в определенном смысле приоткрывает нам мир Онегина, жителя большого города, с его суетой, заботами, многоцветностью, быстрым, ускользающим от человека ритмом.

   Второй городской пейзаж входит в лирическое отступление, характеризует автора и одновременно выявляет некоторые черты героя, уже обозначенные автором («Мечтам невольная преданность»):

     

    Как часто летнею порою,

    Когда прозрачно и светло

    Ночное небо над Невою,

    И вод веселое стекло

    Не отражает лик Дианы,

    Воспомня прежних лет романы,

    Воспомня прежнюю любовь,

    Чувствительны, беспечны вновь,

    Дыханьем ночи благосклонной

    Безмолвно упивались мы!

    Как в лес зеленый из тюрьмы

    Перенесен колодник сонный,

    Так уносились мы мечтой

    К началу жизни молодой.

     

   И далее автор дает нам такой же пейзаж в восприятии Онегина:

     

    Все было тихо; лишь ночные

    Перекликались часовые,

    Да дрожек отдаленный стук

    С Мильонной раздавался вдруг;

    Лишь лодка, веслами махая,

    Плыла по дремлющей реке —

    И нас пленяли вдалеке

    Рожок и песня удалая…

     

   Этот пейзаж явно условен. В нем присутствуют детали пейзажей сентименталистов и романтиков: ночь, волны, музыкант. И завершает этот пейзаж вновь лирическое отступление, раскрывающее ход мыслей автора. Здесь мы также видим некие «общие места» – море («Адриатические волны»), Бренту, ночи «златой Италии», гондолу.

   Далее мы видим в романе деревенский пейзаж. Это описание деревни, «где скучал Евгений». Пейзаж этот также условен. Пушкин напоминает нам здесь о жанре идиллии. Черты идиллии были определены еще Сумароковым в его «Эпистоле о стихотворстве»:

     

    …Вспевай в Идиллии мне ясны небеса,

    Зеленые луга, кустарники, леса,

    Биющие ключи, источники и рощи,

    Весну, приятен день и тихость темной нощи.

    Дай чувствовати мне пастушью простоту

    И позабыть, стихи читая, суету…

     

   То же самое мы находим в романе Пушкина. Мы видим «уединенные поля», ощущаем «прохладу сумрачной дубровы», прислушиваемся к «журчанью тихого ручья». «Луга и нивы золотые», «стада», «запущённый сад», «лесная тень», «журчанье струй» – все это определенные клише буколической поэзии:

     

    Господский дом уединенный,

    Стоял над речкою. Вдали

    Пред ним пестрели и цвели

    Луга и нивы золотые,

    Мелькали селы; здесь и там

    Стада бродили по лугам,

    И сени расширял густые

    Огромный запущённый сад,

    Приют задумчивых дриад.

     

   Кроме того, описание природы здесь является средством характеристики персонажа. Деревенский пейзаж этот ярко характеризует Онегина, подчеркивая его пресыщенность впечатлениями, равнодушие к жизни и природе: «На третий день роща, холм и поле Его не занимали боле…». И вместе с тем посредством этих (пусть и условных) картин природы автор раскрывает свой внутренний мир, отделяя себя от своего героя:

     

    Цветы, любовь, деревня, праздность,

    Поля! Я предан вам душой.

    Всегда я рад заметить разность

    Между Онегиным и мной.

     

   Автор предстает перед нами человеком эмоциональным, любящим природу, внимательным ко всему, что его окружает.

   Романтический пейзаж в романе связан с образом Татьяны и образом Ленского. Автор часто изображает героиню на фоне природных образов: мерцающей луны, звездного неба, утренней зари. Как отмечают критики, таким образом Пушкин передает весь внутренний мир своей героини, ее устремленность к природе и космосу. Мечтательность, задумчивость, поэтичность Татьяны открываются нам в картине раннего утра:

     

    Она любила на балконе

    Предупреждать зари восход,

    Когда на бледном небосклоне

    Звезд исчезает хоровод,

    И тихо край земли светлеет…

     

   «Русская душа» героини, чистота и невинность ее открываются нам в ослепительном зимнем пейзаже:

     

    Татьяна (русская душою,

    Сама не зная почему)

    С ее холодною красою

    Любила русскую зиму,

    На солнце иней в день морозной,

    И сани, и зарею поздной

    Сиянье розовых снегов;

    И мглу крещенских вечеров.

     

   Здесь уже все природные детали вполне реалистичны. В противоположность Онегину Татьяна любит скромную родную природу и полностью сливается с ней. Перед отъездом в Москву

     

    Ее прогулки длятся доле.

    Теперь то холмик, то ручей

    Остановляют поневоле

    Татьяну прелестью своей,

    Она, как с давними друзьями,

    С своими рощами, лугами

    Еще беседовать спешит.

     

   С миром этой героини, обстоятельствами ее жизни связана и символика некоторых пейзажей. Так, наступление осени в романе символизирует прощание ее с юностью, предстоящее замужество:

     

    Настала осень золотая,

    Природа трепетна, бледна,

    Как жертва пышно убрана…

     

   Тот же самый метафорический смысл мы угадываем и в картине сна Татьяны: снеговая поляна, метель, отсутствие дороги, переход через поток, «не скованный зимой», – все эти детали намекают на ее будущее замужество («для бедной Тани Все были жребии равны….»). Брак для нее – лишь исполнение жизненного долга, но не любовь и счастье. Зимние картины эти аллегорически воплощают и умирание надежд юности, и твердость характера героини, и ее непреклонность в определенных нравственных вопросах.

   Романтический пейзаж в «Онегине» связан и с образом Владимира Ленского, безвременно погибшего юного поэта. Здесь Пушкин рисует картину весенней природы: «Синея блещут небеса», «Еще прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют», «стада шумят», «цветет шиповник», «И слышен говор ключевой». Весна ассоциируется у автора с юностью, мечтой, вместе с тем здесь ощутимо звучит мотив бренности человеческого бытия, хрупкости жизни: «Там виден камень гробовой В тени двух сосен устарелых». Описывая могилу Ленского, Пушкин восклицает: «Так! Равнодушное забвенье За гробом ожидает нас».

   Реалистические пейзажи в романе – это картины осенней и зимней природы:

     

    Уж небо осенью дышало,

    Уж реже солнышко блистало,

    Короче становился день,

    Лесов таинственная сень

    С печальным шумом обнажалась….

     

   В другом месте читаем:

     

    Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

    На дровнях обновляет путь;

    Его лошадка, снег почуя,

    Плетется рысью как-нибудь;

    Бразды пушистые взрывая,

    Летит кибитка удалая;

    Ямщик сидит на облучке

    В тулупе, в красном кушаке.

     

   Кроме того, стоит отметить, что природа в «Евгении Онегине» соотнесена с душевными движениями героев. Любовь и Татьяны, и Онегина поэт сравнивает с природными явлениями. Так, в третьей главе мы читаем:

     

    И в сердце дума заронилась;

    Пора пришла, она влюбилась.

    Так в землю падшее зерно

    Весны огнем оживлено.

     

   В финале же романа автор выражает свое отношение к чувствам Онегина:

     

    Любви все возрасты покорны;

    Но юным, девственным сердцам

    Ее порывы благотворны,

    Как бури вешние полям…

    Но в возраст поздний и бесплодный,

    На повороте наших лет,

    Печален страсти мертвой след:

    Так бури осени холодной

    В болото обращают луг

    И обнажают лес вокруг.

     

   Одновременно пейзаж этот характеризует и автора, открывая в нем черты поэта-философа, человека, приобретшего определенный жизненный опыт.

   Таким образом, функции пейзажей в романе разнообразны. Они раскрывают внутренний мир героев и самого автора, иллюстрируют черты характеров, передают сложность душевной жизни персонажей, служат фоном, на котором происходит действие, задерживают ход событий, развивают те или иные темы и мотивы в сюжетном действии. Картины природы в «Евгении Онегине» очень разнообразны. Энциклопедизм романа и реализм стиля определяются во многом также и его пейзажами.






У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Евгений Онегин

Евгений Онегин


Сочинение по теме Пейзаж в романе А С Пушкина «Евгений Онегин», Евгений Онегин


  Мобильная версия