А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Есенин > Стихотворение «Письмо матери» С А Есенина Восприятие толкование оценка
Стихотворение «Письмо матери» С А Есенина Восприятие толкование оценка - сочинение
Стихотворение «Письмо матери» было написано С.А. Есениным в 1924 году. Жанр его обозначен в названии – письмо. Основная тема – тема материнства, родного дома, сыновней любви. Произведение носит исповедальный характер. В голосе лирического героя звучат грустные, покаянные ноты.

   Открывается стихотворение риторическим вопросом, который плавно перетекает в искренний, откровенный разговор с матерью:

     

    Ты жива еще, моя старушка?

    Жив и я. Привет тебе, привет!

    Пусть струится над твоей избушкой

    Тот вечерний несказанный свет…

     

   Композиция здесь полностью соответствует жанру. В первой строфе мы видим своеобразное вступление. Во второй строфе мы имеем развитие темы, здесь возникает мотив дороги, переходящий затем в мотив жизненного пути героя, странничества:

     

    Пишут мне, что ты, тая тревогу,

    Загрустила шибко обо мне,

    Что ты часто ходишь на дорогу

    В старомодном ветхом шушуне.

     

   Странничество лирического героя, его бесприютность, греховная жизнь противопоставлены в стихотворении миру родного дома, всепрощающей материнской любви. В третьей строфе идет развитие темы материнской любви, беспокойства о сыне.

     

    И тебе в вечернем синем мраке

    Часто видится одно и то ж:

    Будто кто-то мне в кабацкой драке

    Саданул под сердце финский нож.

     

   Лирический герой Есенина лишен душевной целостности. Он – хулиган, «московский озорной гуляка», повеса, кабацкий завсегдатай, полный «тоски мятежной». Внутреннее состояние его передано в стихотворении эпитетами «вечерний», «горький», «тягостная», режущим слух глаголом «саданул». Одновременно в душе его живет нежность, любовь к матери, грусть по родному дому. Исследователи отмечали в этом произведении развитие Есениным мотивов библейской притчи о блудном сыне. Один из таких мотивов – возращение домой из странствий. Он звучит в пятой, шестой, седьмой и восьмой строфах. И речь здесь идет не только о свидании с матерью, с родительским домом, но и о возвращении в прошлое, к себе самому прежнему:

     

    Я по-прежнему такой же нежный

    И мечтаю только лишь о том,

    Чтоб скорее от тоски мятежной,

    Воротиться в старенький наш дом.

     

   В родительском доме лирический герой видит свое спасение от жизненных бурь и невзгод, от тоски неприкаянности, от несчастий, тягостных раздумий. Он вспоминает о прошлом, и это прошлое предстает как лучшая пора в жизни:

     

    Я вернусь, когда раскинет ветви

    По-весеннему наш белый сад.

    Только ты меня уж на рассвете

    Не буди, как восемь лет назад.

     

   Затем герой размышляет о своей судьбе, о пережитом, о несбывшихся надеждах. В голосе его звучит горечь и усталость. Сюжет здесь внутренне углубляется:

     

    Не буди того, что отмечталось,

    Не волнуй того, что не сбылось, —

    Слишком раннюю утрату и усталость

    Испытать мне в жизни привелось.

     

   Чувства героя достигают своего апогея в предпоследней строфе. Он как будто подводит итог своей жизни, четко осознавая, что не может вернуть прошлое. Одновременно он обращается к материнской любви, надеясь обрести надежду, душевную гармонию, исцелиться от душевных ран. Обращение героя к матери носит здесь кульминационный характер:

     

    И молиться не учи меня. Не надо!

    К старому возврата больше нет.

    Ты одна мне помощь и отрада,

    Ты одна мне несказанный свет.

     

   Развязка дана в последней строфе. Лирический герой здесь как будто забывает о себе, о своих невзгодах, усталости, тоске. В центре строфы здесь – образ матери. Закрывается тема беспокойством сына о ней. Мы видим его искреннюю любовь и заботу:

     

    Так забудь же про свою тревогу,

    Не грусти так шибко обо мне.

    Не ходи так часто на дорогу

    В старомодном ветхом шушуне.

     

   Композиционно мы можем выделить в произведении три части. Первая часть – три начальные строфы. Здесь поэт обрисовывает образ родного человека, которому можно излить душу. Первая часть содержит вопрос, приветствие и развернутый ответ. Четвертая, пятая, шестая и седьмая строфы – вторая часть стихотворения. Здесь лирический герой предстает перед читателем. Две последние строфы вновь возвращают нас к образу матери.

   Таким образом, мы имеем кольцевую композицию. В начале стихотворения и в финале его возникает образ матери, обрамляя мысли лирического героя о родном доме и его исповедь. Строчки «Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне» также окольцовывают основную часть письма.

   Стихотворение написано пятистопным ямбом, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («вечерний несказанный свет», «в…синем мраке», «горький я пропойца»), метафору («струится свет»), анафору («Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет»), риторический вопрос («Ты жива еще, моя старушка?»), инверсию («Не такой уж горький я пропойца»), просторечные выражения («саданул», «шибко») аллитерацию («Я по-прежнему такой же нежный»), ассонанс («Пусть струится над твоей избушкой»).

   «Письмо матери» – одно из лучших произведений Есенина. Лирический герой поэта обретает в нем свои характерные черты. Стихи эти очень напевны, музыкальны, на их основе создан великолепный романс.






У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Сергей Есенин

Сергей  Есенин


Сочинение по теме Стихотворение «Письмо матери» С А Есенина Восприятие толкование оценка, Есенин


  Мобильная версия