А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Заболоцкий > Николай Алексеевич Заболоцкий «Журавли»
Николай Алексеевич Заболоцкий «Журавли» - сочинение
Цели:

31. Образовательные:

– Познакомить с творчеством писателя.

– Вызвать интерес к его книгам.

32. Развивающие:

– Развивать эстетические чувства учеников.

– Развивать способность наблюдать за движением авторской мысли.

– Развивать способность видеть художественные образы в тексте.

33. Воспитательные:

- Воспитывать чувство сострадания, милосердия к окружающей нас природе.

Оборудование и наглядность:

Выставка книг, портрет, аудиозапись песни «Признание» на стихи Заболоцкого в исполнении оренбургского барда Геннадия Шиндяева.

Литература: Заболоцкий Н. Н. «Поэзия, завещанная потомкам».

Эпиграф: «Поэзия, завещанная потомкам»

Заболоцкий Н. Н..

План урока:

64. Оргмомент (1 мин.).

65. Психологическая подготовка (прослушивание аудиозаписи; 5 мин.).

66. Слово о писателе (10 мин).

67. Комментированное чтение (26мин.)

68. Итог урока (2 мин.).

69. Домашнее задание (1 мин.).

Ход урока:

I Оргмомент.

II Психологическая подготовка:

Дети слушают аудиозапись, после этого учитель говорит:

- Ребята, вам, наверное, знакома эта песня. Но не все знают, что автор стихов к ней - выдающийся русский поэт Николай Алексеевич Заболоцкий.

III Слово о писателе:

Жить Заболоцкому выпало в эпоху перемен. Он был свидетелем революции, гражданской и Великой Отечественной войны. Нелегкий жизненный путь, как мы с вами потом увидим, полностью отразится в творчестве поэта.

Заболоцкий вырос в семье агронома. Из детства вынес незабываемые впечатления от деревенской природы, любовь к книгам и рано осознал призвание посвятить свою жизнь поэзии.

В 17 лет Заболоцкий покинул родительский дом и направился сначала в Москву, а на следующий год в Петроград, где поступил в педагогический институт. Основная тема его стихотворений этого периода – зарисовки городской жизни, вобравшей в себя все противоречия того времени. Недавнему сельскому жителю город представлялся то чуждым и зловещим, то привлекательным особой причудливой живописностью.

Позднее в своем творчестве Заболоцкий все больше сосредоточивался на философской лирике, основной темой которой станут взаимоотношения человека, его внутреннего мира и природы. Человек, по мнению Заболоцкого, призван взять на себя заботу о преобразовании природы.

В 1938 году Заболоцкий был арестован и надолго оторван от литературы и от семьи. Шесть лет он отбывал незаслуженное заключение в исправительно-трудовых лагерях на Дальнем Востоке. Несмотря на все удары судьбы, он сумел сохранить внутреннюю целостность и остался верным делу своей жизни - как только появилась возможность, он вновь вернулся к литературной работе.

С молодых лет Заболоцкий очень требовательно относился к своим произведениям и к их подбору, считая, что нужно писать не отдельные стихотворения, а целую книгу. На протяжении жизни несколько раз составлял идеальные своды, со временем пополняя их новыми стихотворениями, прежде написанные - редактировал и в ряде случаев заменял другими вариантами. За несколько дней до смерти Николай Алексеевич Заболоцкий написал литературное завещание, в котором точно указал, что должно войти в его итоговое собрание. В конце урока вы сможете посмотреть выставку книг, предложенную вашему вниманию.

 IV Работа с текстом:

Сегодня на уроке мы обратимся к стихотворению «Журавли», которое вошло в сборник стихотворений, написанных Заболоцким с 1932 по 1958 годы.

Сначала читает вслух учитель, спрашивает, какие чувства испытали ученики после услышанного, какую картину природы себе представили; потом построфно читают ученики и разбирают каждую строфу, затем снова ее перечитывают, учитель же работает на эмоциональное восприятие и обращает внимание на главные образы стихотворения.

 Вылетев из Африки в апреле

К берегам отеческой земли,

Длинным треугольником летели,

Утопая в небе, журавли.

  С какой интонацией мы прочтем это стихотворение? (Спокойной, медленной).

Какие слова особо выделим? («Утопая в небе…»).

Вытянув серебряные крылья

Через весь широкий небосвод,

Вел вожак в Долину изобилья

Свой немногочисленный народ.

 Какие слова помогают почувствовать свободу птичьего клина? («Через весь широкий небосвод…»).

Как называет автор те места, куда летят журавли? («Долина изобилья»).

 Но когда под крыльями блеснуло

Озеро, прозрачное насквозь,

Черное зияющее дуло

Из кустов навстречу поднялось.

 Как меняет интонация в этом четверостишии? (Появляется тревога и страх).

Что заставляет нас насторожиться? («Черное зияющее дуло»).

Как вы понимаете это образ? (Человек-охотник).

 Луч огня ударил в Сердце птичье,

Быстрый пламень Вспыхнул и погас,

И частица Дивного величья

С высоты обрушилась на нас.

 

 В каких словах звучит особая боль за журавлей? («Сердце птичье»).

Какие слова подчеркивают бездушие человеческих действий? («Быстрый пламень вспыхнул и погас»).

Какими словами показано могущество природы? («Дивное виличье»).

Два крыла, как Два огромных горя,

Обняли холодную волну,

И, Рыданью горестному вторя,

Журавли рванулись в вышину.

 Какие чувство звучат в этой строфе? (Горе и скорбь).

Какими словами они выражаются? («Два огромных горя», «Рыданье горестное»).

 Только там, где движутся светила,

В искупленье собственного зла

Им Природа снова возвратила

То, что смерть с собою унесла:

 Как меняется интонация в этом четверостишии? (Снова становится спокойной, но при этом остается возвышенной).

Чем заканчивается столкновение природы и смерти? («природа снова возвратила

То, что смерть с собою унесла»).

Гордый дух, высокое стремленье,

Волю непреклонную к борьбе -

Все, что от былого поколенья

Переходит, молодость, к тебе.

 Какие строки здесь наиболее пафосны? («Гордый дух, высокое стремленье,

Волю непреклонную к борьбе»).

О чем говорят две последние строки четверостишия? (О бесконечности и непрерывности жизни).

А вожак в рубашке из металла

Погружался медленно на дно,

И заря над ним образовала

Золотого зарева пятно.

 Что символизирует последняя строка стихотворения? (Рождение новой жизни).

V Итог урока: В завершении мне хотелось бы обратить ваше внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. «Завещанием потомкам» назвал поэзию Заболоцкого его сын Никита Заболоцкий – один из первых исследователей творчества поэта. Мы с вами видим, что и в стихотворении «Журавли» присутствует серьезный посыл грядущим поколениям о том, что необходимо беречь природу и заботиться о будущей жизни на земле.

 VI Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение «Журавли», подумать над образами журавлиного клина и вожака.

Конспект урока по литературе студента филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета

Кильдяшова Михаила Александровича.





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Николай Алексеевич Заболоцкий

Николай Алексеевич   Заболоцкий


Сочинение по теме Николай Алексеевич Заболоцкий «Журавли», Заболоцкий


  Мобильная версия