А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Ионыч > Изображение «пошлости пошлого человека» в рассказах А П Чехова
Изображение «пошлости пошлого человека» в рассказах А П Чехова - сочинение


1. Интерес Чехова к внутреннему миру человека. 2. «Гусеницы» и «бабочки» рассказов. 3. Духовное оскудение личности в произведениях писателя. У насекомых из гусеницы получается бабочка, а у людей наоборот. А. П. Чехов Творчество А. П. Чехова, величайшего писателя XX века, оказало огромное влияние на всю мировую литературу. Это влияние простирается от реформирования драмы до внедрения в литературу приемов психологизма (пристальное внимание к деталям, нарочитая статичность сюжета). Темы произведений А. П. Чехова разнообразны. Это и короткие юмористические рассказы, и сложнейшие психологические драмы. Но независимо от жанра и сюжета всё произведения писателя показывают нам внутренний мир человека в его взаимодействии с другими людьми, с обществом. Подобного рода интересом продиктовано написание ряда произведений, в центре которых мы видим историю «опошления» человека, его духовного падения. Писатель пытался проникнуть в суть данного .явления, показать постепенное превращение «бабочки» в «гусеницу». Парадоксально, но факт. Показательным произведением такого плана является рассказ «Ионыч». Главный герой, доктор Старцев, получил назначение в больницу маленького провинциального городка. Молодой человек полон светлых надежд, стремлений. Он хочет помогать людям, хочет изменить их жизнь к лучшему, но жизнь города С. течет по своим законам. Обыватели не понимают стремлений молодого доктора и обходят его стороной. Однажды Дмитрий Ионыч был приглашен на ужин в дом «самой образованной» семьи города. Это была семья Туркиных. У каждого члена семьи — свой «талант»: глава семейства показывает фокусы и шутит, хозяйка пишет романы, а дочь (Котик) мнит себя великой пианисткой, она играет на фортепиано. Потом выяснится, что фокусы и шутки Ивана Петровича одни и те же, романы Веры Иосифовны о том, чего «никогда не было в жизни и не могло быть», а игра Екатерины Ивановны напоминает падение камней, она не трогает душу. Но именно в этой обстановке доктор Старцев поначалу чувствует спокойствие и умиротворение. Ему тоже хочется иметь похожий дом, он даже решает влюбиться в Котика, но ничего из этого не выходит. Позже, когда доктор Старцев станет просто Ионычем, когда полюбит считать деньги, ездить в собственном экипаже, он скажет: «А все-таки хорошо, что я тогда на ней не женился». И потом, встретившись с Екатериной Ивановной, которая признается, что великой пианистки из нее не вышло («Я такая же пианистка, как мама писательница...»), Ионыч не изменит своим устоявшимся жизненным принципам. Его не трогают страдания других людей, он груб с больными, его больше занимает игра в карты и подсчитывание своих денег. Он и внешне изменился, стал похож на языческого бога, располнел, страдает одышкой. Пешком он уже не ходит, а ездит на тройке с бубенчиками. Ему дали кличку — «поляк надутый», хотя Старцев, по замечанию автора, «никогда поляком не был». Но он уже свой в этом городе, такой, как и все обитатели. Другой рассказ А. П. Чехова «Анна на шее» — представляет историю с другим сюжетом, но истории очень похожи. Анна, как и Ионыч, сначала полна ожиданий и надежд. Но умирает мать, отец впадает в пьянство, а ей необходимо содержать младших братьев. Нужда заставила ее выйти замуж за пожилого чиновника. Она его не только не любит, но и перестает даже уважать. Он оказался человеком желчным, скупым. Обращался с ней, как с собственностью, и при любом удобном случае давал ее понять, что «взял» он ее из «нищеты». Героиня рассказа оказывается в обстановке удушающей, это приводит ее к убеждению, что надо жить по тем законам, которые ей диктует общество. Оказавшись на балу и «произведя впечатление», Анна с удвоенной силой начинает «наверстывать упущенное». Она заводит романы с местными знаменитостями и даже с самим графом, начальником мужа. И муж ничего не смеет сказать Анне, потому что хочет получить орден святой Анны, надеясь на милости покровителей жены. Жизнь главной героини рассказа превращается в круговорот удовольствий. Но в жизни за все надо платить, как ни банально это звучит. Если ты живешь по законам общества, то ты будешь меняться, хочешь ты этого или нет. Ты не останешься прежним