А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Ионыч > Изображение «пошлости пошлого человека» в рассказах А П Чехова (3)
Изображение «пошлости пошлого человека» в рассказах А П Чехова (3) - сочинение


Чехов считал пошлость крайне опас­ным социальным явлением. И особенно волновала писателя судьба интеллиген­ции. Чехов считал трагедией, что люди, призванные вести за собой народ, пре­вращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды. Подобная трагедия изображена в рас­сказе «Ионыч» (1898). Сюжет его прост: молодой, умный человек попадает в се­рый, провинциальный городишко С. Мно­го работает, живет отшельником, пре­зирает обывателя, с которым не о чем говорить. Интересы жителей города ни­чтожны: вино, карты, нажива, сплетни. Проходит время, Дмитрий Старцев опус­кается и становится таким же. Казалось бы, в этой истории нет ничего особенно­го, мы просто привыкли к тому, что время меняет людей. Но обычная история пере­растает в трагедию под пером Чехова. Если человеку дано больше, чем другим, а он сам себя превратил в ничтожного обывателя, то это духовная смерть. Пош­лость — это есть, пить, копить деньги, не­известно зачем, быть «живым трупом». Накопительство разрушает личность, ес­ли нет внутреннего противоядия, если нет большой жизненной силы, высокой цели. Старцев недолго сопротивлялся. Лю­бовь его к Туркиной и была ненастоящей: уже тогда он в уме подсчитывал деньги, которые получит, если женится на ней. Мужики и больница перестают интересо­вать Старцева — он растерял все свои идеалы, пошлость захлестнула его. Ге­рой ненавидит и презирает жизнь окру­жающих его обывателей, но это не ме­шает ему в конечном итоге и самому ум­ножить их число. Вся история превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в толстею­щего стяжателя, которого все зовут те­перь только Ионычем, страшна тем, что в жизни со многими происходит эта ме­таморфоза. В юности многие стремятся приносить пользу обществу, но посте­пенно человек обнаруживает стремле­ние к сытости, благополучию, почестям и «теплым» местам. Все прикрываются пышными фразами о долге, чести, поль­зе, но внутри каждого живет «Ионыч». Чехов предупреждает: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не преда­вайте своих идеалов, берегите в себе че­ловека». Тема пошлости и корысти звучит и в рассказе «Крыжовник». Здесь симво­лом уродливой жизни, подчиненной уз­кой, нелепой цели, становится страсть героя приобрести имение, где бы рос свой крыжовник. Всю жизнь он копил, во всем себе отказывал, его существова­ние можно назвать унизительным и жал­ким. Он дрожал из-за каждой копейки, но вот, наконец, мечта его осуществи­лась — он ел свои, в его усадьбе собран­ные ягоды, он был счастлив. Но разве это счастье? Разве для этого живет человек? Постарел, располнел, обрюзг — абсо­лютно животная жизнь, лишенная смыс­ла. Чехов протестует против такой жиз­ни. Просто быть сытым и довольным — слишком мало для человека. Л. Н. Толстой высоко оценил рассказ «Учитель словесности». Учитель Никитин живет в небольшом городе, работает в гимназии. Он образован, умен, вроде бы счастлив, женат на любимой женщи­не. Казалось бы, в его жизни все хорошо. Но пошлость города, пошлость безликой женщины с ее горшками, пошлость кол­лег в гимназии душат Никитина. Учитель географии Ипполит Ипполитыч ограни­чен, говорит только то, что всем давно известно, что «Волга впадает в Каспий­ское море», а «лошади кушают овес». Он тупой, скучный, как и многие учителя. Жена Никитина, Манюся, развела кувши­ны и горшочки со сметаной, окружила его пошлостью со всех сторон в своем маленьком уютном мирке, в котором так спокойно и сладко живется Никитину. Работа в гимназии ему тоже кажется од­нообразной и утомительной. Никитин, боясь сойти с ума, решает бежать из это­го города, от жены, от пошлости, но мож­но уверенно сказать, что все это только порыв, минутная вспышка. Он останется и постепенно свыкнется с таким сущест­вованием. Чехов восклицает: «Нет ниче­го страшнее, оскорбительнее, тоскливее пошлости». Ведь есть другой мир! Мир, где люди творят, страдают, ошибаются, созда­ют, сочиняют, мучаются, и они живут в полную силу, а не прозябают. Только там есть жизнь, где есть великая цель, где в работе находят удовлетворение, где человек живет не для себя, а для людей. Чехов мечтал видеть вокруг себя такую жизнь, и хочется, чтобы каждый услышал его слова: «Если бы каждый человек сде­лал на земле все, что мог, как прекрасна была бы наша земля!»






У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение: