А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Кафка > Фантастическая условность как способ предельного обострения конфликта в новелле Ф Кафки «Превращение»
Фантастическая условность как способ предельного обострения конфликта в новелле Ф Кафки «Превращение» - сочинение


Цель: Выделить особенности сюжета и структуры новеллы «Превращение»; показать фантастическую условность как способ предельного обострения конфликта; формировать негативное отношение к человеческим порокам и порокам общества, совершенствовать умение формулировать свои взгляды и аргументировать их, навыки исследовательской работы; воспитывать чувство уважения к человеческой личности. Оборудование: Портрет Ф. Кафки, текст новеллы «Превращение», фото-презентация (на доске) или рм. Прогнозируемые Результаты: Учащиеся знают содержание новеллы; называют характерные особенности индивидуального стиля австрийского писателя-модерниста Ф. Кафки (сочетании реальности и мифотворчества; подчёркнуто будничное, безэмоциональное описание фантастических событий; гротескное воспроизведение трагизма бытия «маленького человека»); дают определение понятий «гротеск», «мифотворчество», «экспрессионизм»; объясняют значение фантастического превращения героя в раскрытии замысла писателя («превращение» как средство воплощения авторского представления о современном ему абсурдном мире); делают выводы об особенностях гуманизма Ф. Кафки; отмечают характерные черты модернизма в новелле «Превращение». Форма проведения: Урок-исследование. ХОД УРОКА Организационный Этап Актуализация Опорных Знаний Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока) III. Постановка Цели И Задач Урока. Мотивация Учебной Деятельности Учитель. Новелла «Превращение» — пожалуй, одна из самых хрестоматийных произведений писателя. Уже в первой фразе виден весь Франц Кафка: «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое». Эта фраза производит на читателя ошеломляющий эффект. Фантастический образ Кафки кажется вызывающим именно в силу своей демонстративной неэстетичности: представление о насекомом человеческих размеров. Попытаемся представить себе, что такое превращение всё-таки произошло, и примиримся на время чтения новеллы с этой мыслью, и тогда изображённое Ф. Кафкой предстанет вполне правдоподобным и даже обыденным. чем это можно объяснить? тем, что в этой новелле нет ничего исключительного, кроме самого начального факта — превращения человека в насекомое. Далее автор повествует о вполне понятных житейских неудобствах, начавшихся у Грегора и его семейства после его превращения. Это тем более необычно потому, что через суховатый и даже обыденный язык автора читатель как бы забывает о невероятности факта, который лёг в основу этой истории. Герой новеллы существует не в выдуманных, а в реалистических, хорошо узнаваемых деталях быта. человек, превращённый в нечто нечеловеческое, оставлен в прежней своей среде. И герой не удивлён этим, он принимает это как данность, пытаясь противостоять и приспособиться. Правдоподобие деталей, эпизодов, ясный, точный язык новеллы в сочетании с фантасмагоричностью образа главного героя — художественный приём экспрессионизма, создающий ощущение страха, безысходной бессмыслицы жизни. Кто виновен в происходящем? Кто виноват в том, что от сына отвернулись любящая мать, нежно любимая сестра, отец? Слабый человек и враждебный ему мир. человек и судьба, непредсказуемая и беспощадная. Даже семья, по Кафке, не убежище от страха и ударов враждебных человеку сил. человек один на один с судьбой — что ждёт его? Как выстоять? В чём спасение? Попробуем разобраться в этом сегодня на уроке. IV. Работа Над Темой Урока 1. аналитическая беседа ♦ Назовите жанровые особенности новеллы. ♦ что необычного в новелле? можно ли назвать её фантастикой? ♦ Приведите аналогии гротесковой фантасмагории в русской литературе. ♦ чьими глазами мы смотрим на происходящие события? Каков характер главного героя? ♦ Главный герой Грегор Замза — гигантская многоножка, насекомое. Но Кафка, редко бывавший категоричным, безусловно потребовал от издательства, чтобы среди иллюстраций к книге не было рисунка, изображающего Замзу многоножкой. О чём говорит этот факт? (О метафоричности образа главного героя: непоправимое отчуждение от людей.) ♦ Назовите ключевые эпизоды сюжета. ♦ Какова художественная особенность завязки новеллы? ♦ Назовите кульминационную сцену, обоснуйте своё мнение. 2. исследовательская работа (в группах) ♦ Проанализируйте новеллу Ф. Кафки «Превращение», ответив на вопросы. Задание для 1-й группы. Каким образом в новелле реализуются категории гротескно-фантастического, страшного, ужасного, странного и абсурдного? Какой смысл несёт в себе сюжет этой новеллы? что случилось с Грегором Замзой? Задание для 2-й группы. Сравните новеллу Ф. Кафки «Превращение» с «Шинелью» Н. В. Гоголя. В чём принципиальное сходство и (или) различия представления и реализации автором категории страшного, ужасного, гротескного, комического, абсурдного? Комментарий. Учитель напоминает учащимся о наличии в произведении следующих уровней: ♦ персонажи (главный герой, его окружение, система персонажей (каково соотношение функций разных персонажей в системе целого); ♦ сюжет и композиция, проблема точки зрения, повествовательная структура (что происходит и как об этом рассказывается); ♦ предметные и словесные детали (вещи, описания предметов, показанных «крупным планом»); ♦ сфера художественных модальностей (реалистическое/фантастическое, смешное/страшное и др.). 3. Презентация результатов исследовательской работы представителями групп V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока 1. «Пресс» ♦ Дайте определения понятиям «абсурд», «абсурдизм», «парадокс», выявите их внутренние смысловые связи. Как реализуются основные положения абсурдизма в произведениях Ф. Кафки? Покажите это на анализе текста новеллы «Превращение», используя фото-презентацию (на доске) Или рм. Текст фото-презентации ♦ Кафка не смог найти выход личности к человечеству, но выход к человечеству нашли книги писателя. ♦ Есть ли выход из абсурдного мира Кафки? Каков он, в чём заключается? 2. обобщающее слово учителя — Внутренний диалог Грегора развивается в новелле по законам строжайшего рационализма, но у Кафки, как и у многих писателей ХХ в., рационализм незаметно переходит в безумие абсурда. Кафка со всей присущей ему убедительностью рисует состояние души героя, которое всё больше зависит от его телесной оболочки, что отражено автором в повествовании описанием абсурдных ситуаций. Обыденность, увиденная как мистический кошмар, приём отстранения, доведённый до высочайшей степени,— вот характерные черты манеры повествования Кафки; его абсурдный герой обитает в абсурдном мире, но трогательно и трагически борется с ним, пытаясь прорваться в мир людей, но умирает в отчаянии и смирении. Творчество Кафки является образцом модернистской прозы. Художественный мир писателя характеризуется синтезом фантастического и обыденного, трагического и иронического, натуралистических деталей и сложной, темной символики. Стиль и представления Кафки стали неотъемлемой частью современной литературы, существенным компонентом творчества таких самобытных писателей, как Жан Поль Сартр, Габриель Гарсия маркес, Сэмюэл Баркли Беккет. VI. Домашнее Задание Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем: «Новелла «Превращение» и мои ассоциации с реальным миром»; «реальность и фантастика в новелле Ф. Кафки “Превращение”». Опережающее задание: ♦ подготовить «литературные визитки» о жизни и творчестве р. м. Рильке (2-3 учащихся); ♦ подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений из сборников «часослов», «Сонеты к Орфею» (3 учащихся); ♦ подготовить сообщение на тему «р. м. Рильке и Украина» (1 учащийся).






У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение: