А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Красное и черное > Символическая емкость заглавия романа
Символическая емкость заглавия романа - сочинение
На рукописи законченного рома­на, вышедшего в свет под назва­нием «Красное и черное», Стен­даль вначале написал «Жюльен Сорель». И это свидетельствует о том, что писатель прежде всего намеревался предложить читателю ху­дожественную историю жизни и смерти молодого человека низкого происхождения, который вынуж­ден бороться за свое существование в условиях затхлой атмосферы эпохи Реставрации. Но такое название сужало рамки повествования, сводило со­держание романа именно к истории только отдель­ной личности, что явно вступало в противоречие с масштабом, социальной и психологической всеохватностью созданного писателем произведения. Поэтому в свет роман вышел с символическим названием «Красное и черное».

За названием романа следовал подзаголовок — «Хроника XIX в.». Известно, что подзаголовок, как правило, уточняет название произведения и в какой-то мере отражает авторское отношение к тому, о чем идет речь на его страницах. Это в первую очередь касается философско-психологических произве­дений, каким, по сути, и является роман Стендаля «Красное и черное». Поэтому вполне можно пред­положить, что «красное» в романе Стендаля симво­лизирует идеализированную эпоху наполеоновских войн, с ее надеждами на свободу, на неограни­ченные для любого сословия права и возможности в достижении тщеславных устремлений и героических свершений во славу родины и личного успеха.

«Черное» же — символ эпохи Реставрации, эпохи, возродившей «монархию-пережиток», сословные приви­легии и поклонение золотому тельцу. Багряно-крас­ные отсветы былого как бы подчеркивают в романе Стендаля черные тени настоящего. Да и личная судьба главного героя романа Жюльена Сореля скла­дывается как бы под знаком борьбы этих двух начал — «красного» и «черного». Где «красное» — это вера, надежда, любовь, а «черное» — лицемерие и ханжество. 

Однако заголовок романа и сегодня вызывает споры, так как символика «красного» и «черного» за долгие годы получила массу истолкований. Ака­демик Б. Г. Реизов в статье «Почему Стендаль назвал свой роман "Красное и черное"?», обобщив ряд точек зрения по этому вопросу от общеприня­тых до малоизвестных, сказал следующее: «В "крас­ное" и "черное" можно вкладывать любой смысл: "красное" можно понимать как ярость, убийство, бунт, особое состояние духа, и почти также можно понимать "черное", стоит лишь заглянуть в словарь, чтобы обнаружить неограниченные возможности, ко­торые язык предлагает читателю на выбор... В зависимости от восприятия и интересов читателя возможны разные ассоциации, частные противопо­ставления, которые могут варьировать от главы к главе, от страницы к странице: войны и мира, Наполеона и Бурбонов, революции и Реставрации, выигрыша и проигрыша в рулетке жизни... Сим­волическая неопределенность названия обусловила его емкость, благодаря которой оно может вместить в себя все богатство заключенных в романе проти­воречий».

Прелесть художествен­ной литературы в том и заключается, что истинно великое произведение неисчерпаемо в многообразии его прочтения. Поэтому каждое новое поколение читателей романа Стендаля «Красное и черное» бу­дет находить в нем все новые и новые смыслы, созвучные и актуальные времени его прочтения.





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Красное и черное

Красное и черное


Сочинение по теме Символическая емкость заглавия романа, Красное и черное


  РМобильная версия