А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Крылов > Изучение басни «Волк на псарне» в пятом классе
Изучение басни «Волк на псарне» в пятом классе - сочинение


Басня «Волк на псарне» принадлежит к историческим басням Крылова о войне 1812 года. В основе ее, как известно, лежит конкретный исторический факт, а вся басня передает высокое патриотическое чувство, отражает всенародный патриотический подъем. Напомним учителю, что перед изучением басни не следует сообщать об этом ребятам. Иначе при анализе они пойдут от заданного и будут видеть в Волке только Наполеона, в Ловчем—только Кутузова, а главное — это помешает им понять широкое значение морали басни. Только после того как школьники освоят сюжетную ситуацию басни, поймут ее героев, суть нравоучения, нужно познакомить их с историческими фактами и рассказать, как послание великого баснописца Крылова было принято великим полководцем Кутузовым. Басня прочитана. Ребята коротко пересказывают, из-за чего поднялся переполох на псарне. — Какими словами рисует автор переполох?—спрашиваем у детей. Задавая этот вопрос, обращаем внимание учеников на активные, действенные глаголы, передающие яркую, живописную картину общей тревоги на псарне. В сжатом до предела описании возбужденной, взбудораженной псарни именно глаголы — самые характерные, самые образные слова. Весь двор поднялся. Как? Псы залились, рвутся на драку, псари кричат, бегут: иной с дубьем, иной с ружьем. «Огня! — кричат.— Огня!» — Как же ведет себя в этой обстановке Волк? — задаем новый вопрос классу. Чтобы ребята поняли, как злобен, опасен и хитер Волк (а совсем не жалок, как иногда им кажется), обращаем внимание на несоответствие между тем, что он делает, и его речью. Вот он, прижавшись в угол, сидит. — Каким рисует его автор в этот момент? — спрашивает учитель. — Он зубами щелкает, шерсть ощетинил, глазами всех съесть хочет,— отвечают дети. — А речь льстивая, заискивающая, лицемерная,—подсказывает учитель.— Как объясняет Волк свое появление на псарне и что об этом сообщает автор? Дети отвечают: «Крылов пишет: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню...». — А Волк говорит: «Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры». Некоторые замечают: «Крылов его сам хитрецом называет, как будто подсказывает нам, что Волк притворяется, изворачивается, хитрит, скрывает злобу, поэтому он так много говорит». Стремясь закрепить в сознании учащихся ряд важных для характеристики Волка качеств, учитель делает небольшое обобщение: «Волк пытается скрыть злобу. Его обращение к псарям и Ловчему заискивающее, льстивое. Такое поведение мы называем лицемерным». Нужно обязательно попробовать прочитать «речь» Волка, стараясь передать скрытое в ней притворство. Можно рассказать ребятам, как Крылов сам читал свою басню в лицах, представляя, как Волк, встретивший дружный отпор, ощетинился, прижался в угол и лицемерно предложил мировую. «Иван Андреевич изогнулся, сделал умильное лицо и просительным голосом передал заискивающе-примирительную речь Волка: «Друзья! К чему весь этот шум...». Школьникам понятно, почему Ловчий не дослушал миролюбивых речей Волка: он ему не верит. Но внимание детей надо обязательно привлечь к словам Ловчего: ведь именно из них вытекает мораль басни. Волк и Ловчий противопоставлены в басне друг другу. Дети доказывают, что Крылов во всем согласен с Ловчим, что он, как автор, сам помогает читателям скорее понять и разоблачить Волка. С этого и басню начинает: «Волк, думая залезть в овчарню, попал на псарню». Все яснее проявляется волчья натура: «Глазами всех съесть хочет», однако понимает, «что тут не перед стадом и что приходит наконец ему расчесться за овец». Автор как будто напоминает читателям старые грехи Волка. Почти все ученики сами делают попытку связать эту басню с предыдущей басней о Волке. И если уж об этом зашел разговор в классе, то уместно спросить: «Похож ли этот Волк на нашего старого знакомого? Что нового узнали мы о волчьей натуре из этой басни?» Да, это тот же Волк — злобный, хищный, беспощадный. Он привык легко и безнаказанно расправляться с теми, кто слабее его. Но когда ему грозит опасность, когда он встречает дружный отпор, он изворачивается, хитрит, лицемерит. Однако при этом остается злобным и опасным хищником. Вот поэтому и соглашается с решением Ловчего сам Крылов. Предложим ребятам ответить на 6-й вопрос хр