А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Крылов > Изучение басни «Квартет» в пятом классе
Изучение басни «Квартет» в пятом классе - сочинение


Она существенно отличается от басни «Волк и Ягненок». И это должно обязательно выразиться в чтении. И в словах автора, и в репликах героев ребята должны почувствовать «веселое лукавство ума» великого баснописца. Перед нами разыгрывается целое представление, в котором звери-актеры говорят и действуют, как люди, но при этом все равно остаются зверями, сохраняя свои характерные повадки и особенности. Эти качества зверей Крылов умело соединяет с теми человеческими недостатками или пороками, которые подвергает осмеянию. Так, хитрость у него персонифицирована в образе Лисицы, упрямство, ограниченность, самомнение — в Осле, хищничество, жадность, озлобленность — в Волке, нерасторопность, неповоротливость — в Медведе и т. д. Анализ следует вести таким образом, чтобы ребята за веселой, яркой сценкой почувствовали большое мастерство писателя и поняли основную мысль баски, ее серьезное, мудрое поучение, нравственную основу. Басня прочитана. Начать разговор лучше с первых строк басни. Здесь все важно, каждое слово имеет смысл, и надо только помочь пятиклассникам это увидеть. Предлагаем перечитать начало басни. — Всего девять строк, — обращается учитель к классу, — а понять из них можно очень много, если внимательно вчитаться. Вот попробуйте, например, найти здесь такие слова, в которых бы выразилось отношение баснописца .к своим героям. Вериг он в то, что у них что-нибудь получится? Прежде всего, детп видят последнюю, девятую строчку: «...ударили в смычки, дерут, а толку нет» — и объясняют, как поняли: «Играть не умеют. Крылов им не верит. Разве можно так обращаться с музыкальными инструментами — ударили, дерут.. Конечно, толку нет и не будет». Нужно объяснить детям смысл этих глаголов в тексте: начали одновременно, но фальшиво, так, что «слух дерут». Помогаем ребятам почувствовать ироническое, насмешливое отношение писателя к участникам Квартета уже с первых строчек басни. «Кто же играет?» — спросим учеников. Проказница-Мартышка, существо слишком несерьезное, вертлявое, неусидчивое, Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: «козлиный голос»), упрямый, туповатый Осел и косолапый Мишка, неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом. Дети рассматривают иллюстрацию в хрестоматии. Она помогает лучше представить горе-музыкантов. — Они не только играть, они и держать-то инструменты не умеют, — замечают ребята. — Козел своим копытом уже порвал струну, Осел сунул скрипку под горло, а снизу поддерживает инструмент копытом, Мартышка перевернула скрипку, гриф положила на плечо, размахивает смычком, как дирижерской палочкой, а Медведь навалился всей тушей на альт и дерет, как будто бревно перепилить хочет. — Да, не музыкальные звери собрались играть Квартет, — заключают учащиеся. А как много скрывается за словом Крылова! Например: «затеяли сыграть Квартет». Ребята пробуют подобрать синонимы: «задумали сыграть», «попытались сыграть»... Нет, Крылов нашел такое слово, в самой основе которого содержится что-то случайное, легкое, развлекательное, — «затеяли». Вот так сразу, без подготовки, без умения. Достали инструменты... и сели на лужок играть Квартет. Дальше лукавинка, насмешка усиливается (как будто большой и мудрый человек покачивает головой: «Ай да хвастунишки!»). Сели не просто играть для себя. Нет, сели пленять (т. е. очаровывать своим искусством) весь свет. Какая самонадеянность, какое самомнение! Учитель подводит итог: «Звери еще не заговорили, басня только началась, а мы, читатели, уже понимаем, что музыки не будет и быть не может, потому что здесь, .на лужку под липками, собрались не просто неумейки, а самонадеянные невежды, явно взявшиеся не за свое дело». Предлагаем ребятам попробовать передать в чтении иронию, насмешку автора над бестолковой игрой «музыкантов». А дальше начинается сама сценка, из которой мы узнаем новые подробности и одновременно готовим детей к выразительному чтению се. — Как следует читать за Мартышку и Осла? — Они в басне «говорящие» актеры. Пусть дети еще раз вспомнят повадки этих животных. — Мартышка в басне такая же, как и в жизни, — делятся впечатлениями ученики. — Все повадки, все ужимки такие же. — Осел немного сказал, а она вон сколько наговорила. Находят ребята и слова, которые изобличают Мартышкину хвастливость и самоуверенность: «..стой, братцы, стой. Погодите... вы не так сидите... у нас запляшут лес и горы», — но ее совет пользы не принес. На лад дело не пошло. Теперь Осел подает свой голос. Он медлителен, нетороплив. Произносит свое суждение значительно. Чего только стоят его слова: «Я сыскал секрет!» В чем же он, его секрет? «Мы, верно, уж поладим, коль рядом сядем». Именно в этом его секрет. И мы вместе с ребятами убеждаемся, что он еще и глуповат. Самонадеянность и тупость Осла очень метко схвачены в иллюстрации. Можно спросить пятиклассников: в какой момент изобразили художники зверей? Кто из них сейчас дает свой совет? — А что же можно сказать о других героях басни? Они-то каковы? Ребята легко подтверждают словами текста, что и другие члены Квартета так же самонадеянны и невежественны, как Мартышка и Осел. — Все они спорят только об одном, кому и как сидеть,— говорят ребята. — И, обращаясь к Соловью за советом, хором просят лишь одного — рассадить их правильно. — Кто же разоблачает их невежество? Кто стал их судьей? — Соловей. Самая музыкальная птичка,— дети рады своей догадке. Автор, оказывается, очень умело подобрал своих героев, Соловью можно верить — это справедливый и знающий судья. — А как в этой басне высказывается главная мысль? Чем басня отличается от предыдущей, которую вы только что прочитали? — спрашивает учитель. Школьники находят главную мысль в словах Соловья: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней» — и уясняют, что мораль может быть выражена словами героя басни. Осознается и суть морали: важно не только уметь играть, но и иметь способности. — Так о ком же эта басня, кого она высмеивает? — спрашивает учитель, чтобы подвести детей к пониманию обобщающего смысла басни. — Конечно, не зверей и не только невежд в области музыки,— отвечают ребята.— Она разоблачает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело. — К каким случаям жизни можно применить мораль этой басни? Даже опираясь на свой небольшой жизненный опыт, пятиклассники довольно легко приводят примеры и, таким образом, отчетливее осознают смысл и значение нравоучения. После изучения басни желательно, чтобы дети посмотрели диафильм «Квартет» ( в немом варианте). Нарисовал эти кадры художник В. Лихачев в специфическом диафильмовом стиле: кадры создают иллюзию движения, динамики. Перед просмотром учитель предлагает классу два задания: подобрать из текста басни подписи к каждому кадру и сопоставить позы, жесты отдельных персонажей в начале диафильма и в конце его. Обычно первое задание не вызывает затруднений, сложнее с решением второго: здесь приходится повторно показывать ленту, чтобы детали рисунка стали очевидны. Особенно увлекает школьников чтение в лицах под кадры диафильма. Зрительное впечатление невольно оказывает влияние на исполнение ролей учащихся. Любое расхождение голоса чтеца с позой или жестом на экране вызывает реакцию слушателей. В качестве домашнего задания можно предложить школьникам подготовить устный рассказ на тему «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Анализируя эту работу, учитель обратит внимание на то, соответствует л» рассказ заданной теме, на его построение, на живость изложения. Это послужит предварительной подготовкой, к письменной работе на заключительном уроке по басням.






У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение: