А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Куприн > Мир детей и мир взрослых в рассказе А И Куприна «Тапёр» Рождественское чудо
Мир детей и мир взрослых в рассказе А И Куприна «Тапёр» Рождественское чудо - сочинение
Тема урока: Мир детей и мир взрослых в рассказе А. И.Куприна «Тапёр». Рождественское чудо.

Цели:

1. Образовательные:

– Раскрыть центральные образы рассказа.

– Провести лексическую работу над непонятными словами и выражениями.

2. Развивающие:

1 Развивать умение выделять эпизоды.

2 Развивать умение находить в тексте портретную характеристику персонажей.

3 Развивать умение соотносить прототип и литературный образ.

3. Воспитательные:

- Убеждать детей в возможности чуда.

- Воспитывать в детях умение видеть лучшее в человеке.

Оборудование и наглядность:

Выставка книг, портрет.

Эпиграф:

Человек ищет чудес. Если бы он только видел, как чудесно человеческое сердце!

Хазрат Инайят Хан

План урока:

1. Оргмомент (1 мин.).

2. Психологическая подготовка (беседа; 2 мин.).

3. Проверка домашнего задания (лексическая работа; 15 мин).

4. Анализ текста (22мин.)

5. Итог урока (4 мин.).

6. Домашнее задание (1 мин.).

Ход урока:

I Оргмомент.

II Психологическая подготовка:

Ребята, давайте вспомним, с каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? (Александр Иванович Куприн). Какой рассказ Куприна мы читали в прошлый раз? («Тапер»). Каков жанр этого произведения? (Святочный рассказ)

Сегодня мы продолжаем работать с этим рассказом, и для начала давайте проверим, как вы поработали дома.

III Проверка домашнего задания:

Дома вам нужно было перечитать рассказ, отметить непонятные слова и выражения и попытаться дать их толкование. (Ученики называют непонятные слова и выражения, в особо трудных случаях учитель сам дает толкование).

IV Анализ текста:

Ребята, работая над непонятными словами и выражениями, вы, наверное, обратили внимание, что одни из них относятся к миру детей (кадеты, юнкера, реалист), другие - к миру взрослых (полотеры, отпрыск богатого рода, Английский клуб).

А как сосуществуют в рассказе эти два мира? Они постоянно взаимодействуют или у взрослых своя жизнь, у детей - своя? (Эти миры существуют обособленно).

Как вы это докажите? (Ирина Алексеевна никогда не выходила из своих комнат, Аркадий Николаевич редко бывал дома, Тину при подготовке к елке вместе с младшей сестрой раньше запирали в чулане).

Но Аркадий Николаевич иногда общался с молодежью? Как это происходило? (он устраивал им праздник).

Какой праздник устраивает Аркадий Николаевич для детей в рассказе? (Рождественскую елку).

Почему каждый год он принимает в подготовке к этому празднику очень активное участие? («Этот детский праздник почему-то доставлял ему своеобразное, наивное удовольствие»).

В рассказе есть очень важный момент, когда мир детей и мир взрослых в буквальном смысле соединеются. Как и почему это происходит? (« Под громкие звуки марша из «Фауста» были поспешно зажжены свечи  бежал к своим игрушкам, оставленным кому-нибудь на временное хранение». Зазвучала музыка и радостное настроение распространилось на всех вне зависимости от возраста).

Кто является главным героем рассказа? Почему? (Тапер Юрий Азагаров, так как именно он движет сюжет, именно через отношение к нему характеризуются другие персонажи).

К миру детей или взрослых мы можем отнести тапер? (К миру детей его отнести сложно, потому что он не такой наивный, как Тина, он даже называет себя «Юрий»).

Как относятся к таперу при появлении в доме Рудневых? (его недооценивают и считают слишком юным).

Меняется ли отношение к таперу в рассказе? После чего? (Меняется. После того как он играет Листа). Чтение отрывков.

Мы говорили, что в святочном рассказе должно обязательно происходить чудо. Какое чудо произошло с Юрием Азагаровым? (Его заметил композитор Рубинштейн).

А что здесь такого чудесного? Ведь такая ситуация вполне могла произойти на самом деле. (Человека оценили по достоинству за его талант, а не за положение в обществе).

А почему прототипом для одного из персонажей Куприн избирает именно Рубинштейна? (Он открыл консерваторию и находил молодые таланты).

А только ли с Азагаровым произошло чудо в рассказ? (с Рубинштейном тоже случилось чудо: он нашел талантливого мальчика).

V Итог урока:

Эпиграфом к нашему уроку послужили слова восточного мудреца. Как, на ваш взгляд они могут помочь раскрыть идею рассказа Куприна? (Чудес надо ждать не от сверхъестественных сил. Человек с добрым сердцем сам может сотворить чудо, как это сделал Рубинштейн).

VI Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему: «Бывают ли в жизни чудеса?». Прочитать рассказ Куприна «Скворцы», определить тему, идею.

Конспект урока по литературе студента филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета Кильдяшова Михаила Александровича.





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Александр Иванович Куприн

Александр Иванович  Куприн


Сочинение по теме Мир детей и мир взрослых в рассказе А И Куприна «Тапёр» Рождественское чудо, Куприн


  Рўрћр§рМобильная версия