А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Лермонтов > Философские вопросы в поэзии Лермонтова
Философские вопросы в поэзии Лермонтова - сочинение


Демон пытается обмануть Тамару, и у него это получается, она верит ему и его словам. Он дает клятву, что «отрекся от старой мести» и «отрекся от гордых дум», он «осыпает» девушку обещаниями: «Я дам тебе все, все земное – люби меня!..» Он соблазнил ее, повлек за собой, и она, не в силах сопротивляться Демону, отдалась ему. Тамара умерла… Ее «грешная душа» к «груди хранителя прижалась», в ней она искала спокойствия, и вдруг перед ней предстал Демон, но уже в другом обличье, когда он пытался соблазнить Тамару, он «одел маску», которая скрывала всю правду. И вот перед душой Тамары уже кто-то другой, незнакомое ей существо со взглядом, полным вражды и не знающей конца злобы. Божий суд свершился, Демон побежден, ему никогда не достигнуть света, как бы он не пытался. И ему опять придется скитаться над землей и сеять зло без наслажденья. А ведь когда-то он был «счастливым первенцем творенья», он не знал ни зла, ни ненависти, ни скуки, а сейчас он стал скитальцем, который нигде не сможет обрести покой и счастье, душу которого не могут тронуть ни красота природы, ни сила прекрасных чувств, он только с презрением может на все это смотреть и ненавидеть все. А когда Демон увидел очаровательную Тамару, он почувствовал, что его немую душу наполнили другие чувства, они создали у него желание возродиться, стать другим, «попробовать» новые чувства… И опять провал. Демон в одноименном произведении М.Ю.Лермонтова является героем, который умеет в себе черты характера злого и ненавистного существа, но после встречи с Тамарой в нем просыпаются новые чувства и качества, которые не могут долго существовать в грешной душе. К старине и народным обрядам у Лермонтова было особое отношение. Достаточно будет отметить, что воспитывался он в деревне, у бабушки, и с тех пор навсегда полюбил природу, сумел разглядеть красоту простой крестьянской жизни. Позже, погрузившись уже в светскую жизнь, в решение главных и насущных вопросов общества, Лермонтов часто ловил себя на мысли: И если как-нибудь на миг удастся мне Забыться—памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей; И вижу я себя ребенком; и кругом Родные все места: высокий барский дом И сад с разрушенной теплицей... Величие, мудрость и чистоту старины писатель хотел сохранить в настоящем и донести до будущего. Порой художник тоскует и жалеет о былом величии русского народа, несколько утерянном в современном обществе. Вспомним известное стихотворение Лермонтова «Бородино», где он сравнивает предков с богатырями, воспевая их физическую и духовную силу. Лермонтов не выделял отдельных циклов, фольклорные мотивы как-то незаметно вливаются и звучат во всем его творчестве. Вот несколько удивительно мелодичных названий его произведений, которые говорят сами за себя — «Баллада», «Русская песня», «Русская мелодия», «Казачья колыбельная песня», «Еврейская мелодия», «Приветствую тебя, воинственный славян», «Три пальмы» (восточное сказание) и т. д. Народные предания и легенды сопровождают человека с самого рождения, чтобы напитать его душевной и природной красотой. Необъяснимая тайна древности по-прежнему будоражит его воображение и вдохновляет в творчестве или в жизни. В своем стихотворении «Жена Севера» Лермонтов использовал именно этот сюжет. Покрыта таинств легкой сеткой, Меж скал полуночной страны, Она являлась нередко В года волшебной старины, И Финна дикие сыны Ей храмины сооружали. Все путники и просто любопытные жители, кто стремился хоть одним взглядом посмотреть на это таинственное божество, умирали. И только скальды оставались невредимыми: Они платили песнопеньем За пламенный восторга час. Рассуждая о мифологических образах в творчестве художника, необходимо оговориться. Как известно, у Лермонтова существует несколько стихотворений с очень характерными названиями, такими, например, как: «Мой демон», «Ангел», более крупные произведения — поэмы «Демон», «Ангел смерти». Но их сюжеты восходят не к фольклорным мотивам, а скорее к библейским легендам и олицетворяют у автора не народные символы или образы, а мировые. Однако у Лермонтова встречаются и языческие народные образы - ведьмы, русалки, великаны — это те потусторонние сипы, которые не имеют огромной власти над человеком, а лишь испытывают, искушают его, но, бывает, и помогают. Лермонтов часто обращался и к тем фольклорным образам, которые никогда не стираются в памяти людей, но остаются насущными, живыми и актуальными для человеческого сознания во все времена — преданная и благородная любовь (стихотворение «Незабудка»), уважение к своим предкам («Желание»), Природа, самобытно-национальные характеры, история народа. У Лермонтова есть автопортрет в стихотворении «Русская мелодия». В нем автор рисует собственный образ — певца, но не со знакомой всем лирой, а другим родным и близким певцу инструментом.