А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Мастер и Маргарита > Анализ романа "Мастер и Маргарита" Булгакова М А II
Анализ романа "Мастер и Маргарита" Булгакова М А II - сочинение
М. Булгаков задумал роман «Мастер и Маргарита» в 1928 году. Среди его первоночальных названий — «Чёрный маг», «Копыто инженера». За три недели до смерти, в феврале 1940 года, писатель диктовал жене последние вставки в роман, который создавался в течение двенадцати лет. Он стал для Булгакова рома-ном-завещанием, средоточием всего самого важного в жизни. В процессе создания авторское видение романа изменилось: от замысла сатирического произведения писатель пришёл к жанру философского романа, в котором сатира стала частью сложного художественного единства.

В романе нет ничего, что не звучало бы в других произведениях Булгакова. Здесь и колорит квартиры № 50 (в которой жил писатель), и московский быт, запечатлённый ранее в сатирических очерках, и мистика, присутствовавшая в повестях двадцатых годов, и мотивы чести, основные для «Белой гвардии», и тема судьбы художника, развёрнутая в «Жизни господина де Мольера», в пьесе о Пушкине и «Театральном романе». Далее описание Ер-шалаима, подготовлено картиной жизни незнакомого восточного города в пьесе «Бег». В пьесе «Иван Васильевич» был использован приём перенесения во времени. Но всё, что встречалось у Булгакова в разных произведениях, было переплавлено творческим сознанием мастера в единый текст — в новую реальность великого художественного произведения.

Сюжет, положенный в основу романа «Мастер и Маргарита», не нов для мировой литературы. Появление дьявола в мире людей и «продажа души» являются основой сюжетов «Фауста» И.В. Гёте, «Пиковой дамы» А.С. Пушкина, произведений М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева, а также сюжетов музыкальных и театральных в произведениях Ш. Гуно, Г. Берлиоза, П. Чайковского, А. Бойто и многих других.

Приём, лежащий в основе композиции романа, — «роман в романе». В пределах одного художественного произведения Булгаков создаёт два мира, условно разделённые на «московские» и «ер-шалаимские» главы. Они составляют единое целое, объединённое авторской идеей. Солнце и луна выступают в качестве едва ли не действующих лиц в обеих частях романа: солнце «яростно сжигало» Ершалаим и, «раскатив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо». Действие происходит в одно и то же время года и в полнолуние: луна «властвует и играет, танцует и шалит». В Москве события происходят на трёх «топографических уровнях»: на «холмах» (Триумфальной, Страстной и Лубянской площадях), в арбатских переулках и на берегу реки. В Ершалаиме действие перемещается от Дворца Ирода и Храма в Нижний город, а затем в Кедрон и Гефсиманию. Из театра Варьете, расположенного на Триумфальной площади, и «нехорошей квартиры», находящейся рядом, атмосфера «балагана» и в то же время греха-искуп-ления распространяется по всему городу. То, что происходит во Дворце Ирода с Понтием Пилатом и Иешуа, подчиняет себе всё действие «ершалаимских глав». Более того, время действия в обеих частях соотносимо и с иной точкой зрения: перед нами Москва

1929    года и Ершалаим в тот год, когда Иешуа Га-Ноцри исполнилось 29 лет, т. е., если принять традиционную систему отсчёта лет, в 29 год и. э. Такая синхронность не случайна. «Сверхъестественные» ситуации возникают в романе в те моменты, когда привычный ход времени разрушается, когда происходит нечто очень важное. В конце романа «московский» и «ершалаимский» сюжеты сливаются и действие переходит в вечность.

Важнейшим вопросом для автора являлся вопрос об истине. Вся «ершалаимская» часть романа представляет собой повествование об одном дне прокуратора Иудеи Понтия Пилата, ставшем важнейшим событием в истории христианства о дне, в который он встретился и навсегда простился с носителем добра и справедливости Иешуа Га-Ноцри. Иешуа говорит о том, что «злых людей нет на свете», что человек может творить добро ради самой идеи добра, а не из корыстных или каких-либо иных побуждений. В современном Булгакову мире ту же идею несёт роман Мастера о Понтии Пилате.

Одной из центральных является в романе фигура Мастера, писателя, который отказывается назвать себя таковым, потому что право называться писателями присвоено теми, кто входит в МАССОЛИТ, а к ним примыкать булгаковский герой не хочет. Для Булгакова всегда важным был вопрос о роли писателя и его ответственности за то, как он будет влиять на умы людей. Менее всего наказаны в романе те люди, которые злоупотребляют обычной властью, и более всех те, кто преступно использует власть, данную им над душами людей. Так, Никанор Иванович Босой был в конце концов отпущен на свободу и зажил почти прежней жизнью после встречи с компанией Воланда, хотя и был повинен во многих грехах. Берлиоз же, который был редактором журнала и ни в чём предосудительном замечен не был, погибает и уходит в небытие, потому что распространяет ложные, разрушительные идеи. Мастер же не отступает от своего предназначения и пишет роман, который немыслим в Москве конца двадцатых годов XX века. Он является глашатаем истины, и поэтому его имя вынесено в заглавие романа. Но Мастер не смог до конца удержаться в роли, которая ему предназначена. Он сломлен, он отказывается от борьбы в отличие от Иешуа, который поэтому и может быть назван настоящим Мастером.






У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Мастер и Маргарита

Мастер и Маргарита


Сочинение по теме Анализ романа "Мастер и Маргарита" Булгакова М А II, Мастер и Маргарита


  Мобильная версия