А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Маяковский > Владимир Владимирович Маяковский Бунтарский характер ранней лирики В В Маяковский и футуризм
Владимир Владимирович Маяковский Бунтарский характер ранней лирики В В Маяковский и футуризм - сочинение
Цель: Ознакомить учащихся с особенностями раннего творчества В. В. Маяковского, проследить его связь с футуризмом; формировать самостоятельное мышление учащихся; активизировать их познавательную деятельность; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус. Оборудование: Портрет В. В. Маяковского, тексты стихотворений, рм.

Прогнозируемые

Результаты: Учащиеся знают об особенностях раннего творчества В. В. Маяковского, его связи с футуризмом; выразительно читают и комментируют ранние стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; раскрывают способы выражения жизнетворческой позиции В. В. Маяковского как поэта и человека; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства. Тип урока: Комбинированный.

ХОД УРОКА

Организационный Этап

Актуализация Опорных Знаний

Чтение наизусть несколькими учащимися стихотворений м. и. Цветаевой

III. Постановка Цели И Задач Урока. Мотивация Учебной Деятельности

Учитель. творчество В. В. Маяковского всегда являлось предметом острых споров. И носят они отнюдь не узколитературный характер — всякий раз заходит речь о взаимоотношении искусства и действительности, о месте поэта в жизни, о том, что составляет ценность и поэзии, и самой жизни. В. В. Маяковский прожил счастливую и трудную жизнь, всегда отвергая пути, что были «протоптанней и легше», радуясь, что его стихи нужны людям, воспринимая с чувством глубокой горечи непонимание, грубые нападки. С полной уверенностью можно говорить о богатстве личности поэта. Сказывается оно и в страстной, глубоко личной заинтересованности во всём, чем жила его «страна-подросток», и в неуёмном, никогда не прекращавшемся поиске средств, которые позволили бы его стиху быть жизненно необходимым людям, и, наконец, в неспособности поступаться принципами. Умея идти, что называется, напролом, ставя ясные, осознанные цели, в жизни, В. Маяковский оставался человеком от природы застенчивым, легкоранимым, поэтому и прикрывал подчёркнутой грубоватостью душевную незащищённость. а главное — его никогда не покидала самозабвенная творческая страсть. И неправы те, кто снисходительно-осуждающе относятся к поэту, будто бы «растратившему» свой талант лирика на агитацию. Спору нет, среди его стихов немало и таких, которые находятся за пределами поэзии, но он был и проникновенным тонким лириком, с открытой душой идущим к людям — к тем, кто для него «всего дороже и ближе».

IV. Работа Над Темой Урока

1. Постановка проблемного вопроса (работа с рм)

Учитель. О В. В. Маяковском написано много, мнения о нём часто полярны. Перед вами лежат три высказывания о поэте. Ознакомьтесь с ними. Не спешите соглашаться с каким-либо мнением, своё мнение вы выскажете в конце урока. 1. «Маяковский — личность очень талантливая, чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней чувствительностью, исполненная глубоко и несколько истерического

 

Лиризма, он стремится к грандиозному, пророческому, но при этом он очень ироничен и подчас впадает в клоунаду» (А. В. Луначарский).

2. Современники Маяковского Б. л. Пастернак и Н. Н. Асеев считали, что лирический герой поэзии В. В. Маяковского похож на подростка: нигилизм, жажда впечатлений, бескомпромиссность, самовлюблённость и одновременно неуверенность в себе делают его близким подросткам любых времён.

3. По-новому на его личность и творчество попытались взглянуть во времена «перестройки». Ю. Карабчинский: «Он был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины. Декларируя те или иные крайности, он ни в чём не мог дойти до конца и вечно должен был лавировать. Он провозглашает цинизм своей эстетикой и пренебреженье чьим-либо мнением — и стремится любым способом покорить аудиторию». По словам Ю. Карабчинского, В. В. Маяковский предстаёт как певец насилия. Основной мотив его поэзии — месть, культ жестокости. Его пафос — пафос погрома.

2. Выступление учащихся с «литературными визитками» о жизни и творчестве в. в. Маяковского

3. Работа над идейно-художественным содержанием поэмы «облако в штанах»

1) Слово учителя

— Первые поэтические опыты Владимира Маяковского берут начало в Бутырской тюрьме, где он отбыл полгода за революционную пропагандистскую деятельность (поэт ещё в школе увлёкся марксизмом). там, по его словам, он «исписал… целую тетрадку», после чего решил оставить партийную деятельность, чтобы «делать социалистическое искусство». Но потерпев неудачу в поэтическом деле, Маяковский начинает учиться живописи в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Бурлюком, В. Хлебниковым, а. Кручёных — основоположниками футуризма в России. черты этого направления ярко проявились в поэтическом творчестве Маяковского. лирическим героем раннего Маяковского стало «Я». В соответствии с этим его произведения несут в себе эгоистическую окраску.

«Поэма «Облако в штанах» (1915) является «наиболее значительным, творчески наиболее смелым и обещающим произведением раннего Маяковского,— признавали современники.— трудно даже поверить, что вещь такой напряжённой силы и формальной независимости написал юноша 22–23 лет!»

 

Война, обнажившая многие социальные и нравственные проблемы времени, помогла поэту увидеть перспективу неизбежной революции. Впервые поэма вышла в изуродованном цензурой виде в сентябре 1915 г. После Октябрьской революции, когда В. Маяковскому представилась возможность, он осуществил второе бесцензурное издание поэмы.

«Облако в штанах» — программное произведение В. В. Маяковского. автор предварил его таким предисловием: «“Облако в штанах” (первое имя «тринадцатый апостол» зачёркнуто цензурой. Не восстанавливаю. Свыкся.) считаю катехизисом сегодняшнего искусства. «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» — четыре крика четырёх частей».

2) Аналитическая беседа (с цитированием текста поэмы)

### Прочтите первую главу поэмы. Покажите, как драма неразделённой любви отражается в других главах, где «долой!» адресовано другим составляющим действительности.

### Какую роль играет в поэме богоборческая тема? Какое место занимает в её разрешении утверждаемая поэтом концепция человека?

### Как соединяются в образной системе поэмы два плана: возвышенный, торжественный и приземлённый, откровенно натуралистический? В чём смысл такого соединения?

### что вам известно о влиянии Ф. Ницше на русскую литературу рубежа столетий? Как учения философа сказались на творчестве В. В. Маяковского?

### Выделите в поэме самые впечатляющие, с вашей точки зрения, образы. что сообщает им повышенную энергию и выразительность?

4. аналитическая работа в группах с текстами ранних стихотворений в. в. Маяковского

Задание для 1-й группы. Прочитайте и проанализируйте стихотворение «Нате!» Каков конфликт этого произведения? Как развивает В. В. Маяковский традиционное для поэзии противопоставление поэта и толпы? Охарактеризуйте обе стороны этого конфликта. Какие художественные приёмы использует поэт для его выражения. Как вы понимаете финал стихотворения? Сформулируйте свои выводы и наблюдения в виде связного высказывания.

Задание для 2-й группы. Прочитайте стихотворение В. В. Маяковского «Послушайте». чем необычно построение данного стихотворения? Какие средства использует поэт для выделения особенно

 

Важных слов? Проанализируйте ритмический рисунок стихотворения. Сформулируйте свои выводы и наблюдения в виде связного высказывания.

Задание для 3-й группы. Прочитайте стихотворение «Скрипка и немножко нервно». Изучите образный строй и рифмы стихотворения. В чём заключается их экспериментальный характер? Сделайте вывод об образности и своеобразии рифм В. В. Маяковского. Сформулируйте свои выводы и наблюдения в виде связного высказывания.

5. Презентация результатов аналитической работы представителями групп

(Учащиеся цитируют стихотворные строки, доказывая своё мнение.)

V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока

1. Заключительное слово учителя

— Владимир Маяковский соединил в себе столько непримиримых противоречий! Он отторгал от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры. Его возводили на пьедестал, им восторгались, его боготворили и славословили — о нём злословили и над ним издевались. Его любили и ненавидели.И в силе, и в слабостях он предстал человеком предельной самоотдачи. Никакой идеи, никакому делу он не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Он пришёл в мир для жизни, для борьбы, он перенасыщен энергией действия: «И чувствую — “я” для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо».

2. решение проблемного вопроса

Учитель. а теперь вернёмся к высказываниям о В. В. маяковском, с которыми вы ознакомились в начале урока. Выберите одно из высказываний, с которым вы можете согласиться, аргументируйте свой выбор.

VI. Домашнее Задание

1. Прочитать стихотворения В. В. Маяковского о любви.

2. Индивидуальные задания:

? Подготовить сообщения об истории создания стихотворений «лиличка», «Письмо к Татьяне Яковлевой», поэмы «Флейта-позвоночник» о последней любви и последних часах жизни В. В. Маяковского (4 учащихся);

 

Подготовить выразительное чтение стихотворений «лиличка», «Письмо к Татьяне Яковлевой», поэмы «Флейта-позвоночник» (3 учащихся).





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Владимир Владимирович Маяковский

Владимир Владимирович  Маяковский


Сочинение по теме Владимир Владимирович Маяковский Бунтарский характер ранней лирики В В Маяковский и футуризм, Маяковский


  Мобильная версия