А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Маяковский > Сатира В В Маяковского Идея социального заказа и служения поэта обществу её трагические противоречия
Сатира В В Маяковского Идея социального заказа и служения поэта обществу её трагические противоречия - сочинение
Цель: Анализируя стихотворения, показать, как созревал талант Маяковского-сатирика, против чего была направлена его сатира; вовлечь учащихся в размышления над тем, что восхищало поэта, что вызывало его насмешку, гнев, презрение; определить, в чём жизненность и актуальность сатирических произведений В. В. Маяковского в наши дни; активизировать познавательную деятельность учащихся; формировать негативное отношение к человеческим порокам и порокам общества, совершенствовать навыки и умения формулировать свои взгляды и аргументировать их, умение считаться с мнением других.

Оборудование: Тексты сатирических стихотворений В. В. Маяковского; выставка книг о поэте; рисунки «Окон сатиры роста»; плакаты, нарисованные В. В. Маяковским.

Прогнозируемые результаты: Учащиеся знают о своеобразии сатиры В. В. Маяковского; выразительно читают и комментируют сатирические стихотворения поэта, объясняя их своеобразие; раскрывают способы выражения жизнетворческой позиции В. В. Маяковского как поэта и человека; анализирует сатирические стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства; участвуют в дискуссии.

Форма проведения: Урок-анализ.

ХОД УРОКА

Организационный Этап

Актуализация Опорных Знаний

1. Чтение наизусть несколькими учащимися стихотворений в. в. Маяковского о любви

2. Беседа

Учитель. На мой взгляд, В. В. Маяковский является одним из величайших поэтов XX в., поэтом трагической человеческой и поэтической судьбы. может быть, именно он наиболее ярко символизирует силу иллюзий и глубину разочарований эпохи 1910-1920-х гг. что вы можете о нём рассказать?

III. Постановка Цели И Задач Урока.

Мотивация Учебной Деятельности

Учитель. В. В. Маяковскому принадлежит фраза, которая позволяет понять особенности его творчества: «В наше время тот поэт, тот писатель, кто полезен». а быть полезным обществу — это активно участвовать в той борьбе, которую общество ведёт со своими внутренними и внешними врагами. Грозным оружием этой борьбы поэт считал сатиру. Вот почему именно этот жанр занимает исключительно важное место в творчестве В. В. Маяковского. Сатирические произведения поэт создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах «Сатирикон» и «Новый сатирикон», а в своей автобиографии «Я сам» под датой «1928», то есть за два года до смерти, написал: «Пишу поэму “Плохо” в противовес поэме 1927 г. “Хорошо”». Правда, «Плохо» поэт так и не написал, но сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах.

IV. Работа Над Темой Урока

1. вступительное слово учителя

— О сатире В. В. Маяковский говорил: «Сатира — это взгляд на мир через увеличительное стекло». Один из сборников своих стихотворений поэт назвал так: «Маяковский улыбается, Маяковский смеётся, Маяковский издевается». В своей работе поэт активно использовал сатирический опыт русской классической литературы.

В дореволюционный период творчества поэта основной целью его сатиры было беспощадное обличение существующего строя. После событий 1917 г. она переросла в борьбу за укрепление нового, социалистического общества. тематика сатирических произведений В. В. Маяковского многообразна. Она обусловлена двумя центральными задачами — борьбой с ненавистным поэту буржуазным миром и обличением всех пережитков в быту и сознании людей. Эти направления тесно связаны друг с другом.

Первая группа сатирических произведений поэта разоблачает и высмеивает мещанство («О дряни», «Ещё раз о дряни», «Ханжа», «Маруся отравилась» и др.).

Вторая группа — борьбу с бюрократизмом и другими общественными недостатками («Прозаседавшиеся», «Бюрократизм», «Взяточники», «Протекция»).

И, наконец, третья группа разоблачает капитализм («Как работает республика демократическая?», «моя речь на Генуэзской конференции», материалы для “Окон сатиры роста”»).

2. Сообщение учащегося об «окнах сатиры роСта» (российского телеграфного агентства)

— В период с 1919 по 1922 г. идёт работа Маяковского в «Окнах сатиры рОСта», которые поэт назвал «красочной историей трёх боевейших годов Союза». Поэтом написано много сатирических произведений. Язык этих произведений предельно краток и понятен; В. Маяковский использует также народные жанры: загадку, пословицу, частушку, а также пародию на старое искусство. Эта работа помогла поэту отточить сатиру, выработать новые приёмы и навыки.

В 1921 г. выходит стихотворение «О дряни»: «Слава, слава героям!!! Впрочем, им довольно воздали дани. теперь поговорим о дряни». Стихотворение «О дряни» становится программным для последующего творчества поэта.

В период работы в «Окнах сатиры» рОСта лирический герой В. В. Маяковского бунтующий, гневный, воинствующий, а сатира носит откровенно агитационный характер.

Стихотворения «О дряни» и «Прозаседавшиеся» открыли целую галерею ярких сатирических произведений поэта, написанных в 1920-е гг.: «Сергею Есенину» (1926), «Взяточники» (1926), «Критика и самокритика» (1928), «Плюшкин» (1928), «трус» (1928) и др. Гневная сатира служит великой цели, и потому поэт не имеет права успокаиваться, пока ещё «очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг».

3. выразительное чтение наизусть стихотворений «о дряни», «Прозаседавшиеся» заранее подготовленными учащимися, работа над идейно-художественным содержанием стихотворений (аналитическая беседа)

1) Работа над стихотворением «Прозаседавшиеся»

### что стало мишенью для сатиры В. В. Маяковского в этом стихотворении?

### Как достигается комический эффект?

### Остаётся ли у читателей впечатление, что происходит что-то странное, не встречающееся в жизни?

### Прокомментируйте название стихотворения.

### что вам известно об истории создания этого стихотворения?

2) Работа над стихотворением «О дряни».

Самостоятельная работа в парах

Проанализируйте стихотворение «О дряни». Обратите внимание на особенности его композиции, приёмы сатирического изображения мещанства.

3) Обобщение учителя

— В стихотворении «Прозаседавшиеся» звучит сатира на «размножившуюся» в стране бюрократию. Сатирический эффект произведения нарастает постепенно. В начале стихотворения мало что предвещает сатирическое звучание: мы узнаём, что каждое утро поэт видит, как «расходится народ в учреждения».

Стихотворение написано от лица просителя, который, как заколдованный, ходит по всем инстанциям, но никак не может добиться толку. Наконец он врывается в зал заседаний и видит ужасную картину: там работают «людей половины». С помощью фантастики и гротеска В. В. Маяковский показывает, что чиновники уже давно превратились в мертвецов, машины, механически исполняющие свои обязанности. Для поэта бюрократизм означает власть инструкции, простой бумажки, которая употребляется в ущерб живому делу.

Таким образом, в сатире В. В. Маяковского всегда ощущается общественный идеал, за который борется поэт, и чётко определено то зло, против которого оно направлено.

В бюрократизме и мещанстве поэт увидел двух злейших врагов. Как живучи оказались эти пороки! Десятилетия отделяют нас от времени создания поэтических строчек В. В. Маяковского. Срок достаточно большой для проверки временем силы читательского внимания к поэту и силы его влияния на поэзию своего поколения. И, согласитесь, он близок сегодняшнему дню, как никогда.

В сатирическом фельетоне (а именно так исследователи определили жанр этого произведения) «О дряни» поэт обличает мещанство.

Он рисует двух представителей «модернизированных» мещан — некоего служащего, «свившего» себе «уютный кабинет» в одном из учреждений, и его жену — «товарища Надю». У обоих героев мечты не идут дальше личного обогащения, хотя они стремятся создать видимость людей современного общества.

4. мини-дискуссия

♦ А на ваш взгляд, что опаснее в жизни: бюрократизм или мещанство?

(Предполагается небольшая дискуссия, где учитель также может высказать своё мнение.)

5. Слушание сообщений учащихся на темы: «Пьеса «Клоп».

Замысел, основная тема и её освещение. Сюжет и герои»; «Пьеса

«Баня». Сатирическое изображение негативных явлений

действительности» (см. домашнее задание предыдущего урока)

(Учащиеся составляют тезисы в тетрадях.)

Учитель. Сатирические темы В. В. Маяковский затрагивает не только в стихотворениях, но и в ряде драматических произведений. Поэт по-новому понимает театр: театр — не зеркало, а увеличительное стекло, всё работает на гиперболизацию.

Показательны в этом отношении «мистерия-Буфф» (1918) — сатира на старый мир, пьеса «Клоп» (1928), направленная против пошлости и мещанства, и «Баня»,— «драма в шести действиях с цирком и фейерверком», разоблачающая бюрократизм. темы, затронутые в этих произведениях В. В. Маяковского, злободневны, остры, а сатирический эффект достигается за счёт гиперболизации недостатков и введения элементов фантастики.6. Проблемный вопрос (в группах)

♦ В чём сходство и в чём различие сатиры в русской классике

и в творчестве В. В. Маяковского?

V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока

1. Беседа

♦ Какую роль в творчестве позднего В. В. Маяковского сыграло его сотрудничество с «Окнами сатиры» рОСта?

♦ Почему доминирующее положение в творчестве позднего В. В. Маяковского занимает сатира?

♦ Кто становится объектом сатирического осмеяния в поэзии и драматургии В. В. Маяковского?

♦ Для чего поэт использует сравнения, гипербола, гротеск, ирония?

♦ В чём заключается современность сатиры В. В. Маяковского?

2. обобщающее слово учителя

— Казалось бы, сейчас мы живём в другой стране. Советский Союз остался только в документах, фотографиях, на старых картах, в воспоминаниях тех, кому довелось жить в советские времена. Но разве у нас нет объектов для сатиры и поводов для смеха? разве исчезло то, что клеймил В. В. Маяковский в своих стихах-агитках, а мы являем миру порядочность и высокую нравственность и за мещанским благополучием современных нуворишей не видно слёз обездоленных? может быть, рано снимать с полок его томики, а самого поэта отправлять в архив?

Да, юмор и сатира бессмертны. чем труднее времена, тем труднее сатире. Времена ведь, как люди: они любят посмеяться над другими, но не терпят смеха над собой.

VI. Домашнее Задание

1. Подготовить аргументированный ответ (письменно) на один из

предложенных вопросов:

• «Как вы понимаете слова Маяковского «Поэт всегда должник Вселенной»?»;

• «что обеспечивает поэту возможность воздействовать на человеческие сердца?».

2. Индивидуальное задание. Подготовить «литературные визитки» о жизни и творчестве С. а. Есенина: «Всю душу выплесну

в слова…».





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Владимир Владимирович Маяковский

Владимир Владимирович  Маяковский


Сочинение по теме Сатира В В Маяковского Идея социального заказа и служения поэта обществу её трагические противоречия, Маяковский


  Мобильная версия