А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Методические материалы > Изложение по тексту рассуждению
Изложение по тексту рассуждению - сочинение
Изложение по тексту-рассуждению – трудный вид работы. Такая работа развивает логическое мышление, умение следить за рассуждением автора и понимать его позицию, умение четко определять цель высказывания и давать точные формулировки, как тезиса, так и доводов, выявлять причинно-следственные связи.

Работая с текстом – рассуждением, очень важно определить основную мысль (тезис), которую автор объясняет или доказывает. Обычно тезис предъявляется в начале текста или в конце, как вывод. Реже помещается  в середине текста. Часто тезис предъявляется в тексте несколько раз. При его повторении используются синонимичные замены. Тезис должен сохраняться на протяжении всего текста.

Тезис доказывается (объясняется) с помощью аргументов. Для доказательства тезиса обычно приводится несколько аргументов. Как правило, границы подобранных автором исходного текста аргументов совпадают с границами абзаца.

В конце текста-рассуждения подводится итог, делается вывод. Иногда автор предоставляет читателю право сделать его самостоятельно.

Рассуждение строится по схеме:

    основная мысль (тезис);
    аргументы;
    вывод (может отсутствовать).

          Аргументы могут быть связаны с тезисом и между собой такими вводными и уточняющими конструкциями, как: в этом легко убедиться, это объясняется следующим, и вот почему, так как, потому что, поэтому, ибо,  если, когда, хотя, например, это доказывает пример, во-первых, во-вторых, мне кажется, с моей точки зрения, мы видим, следует отметить, также, затем, как ни, но…и т.п.

          Вывод связывается с доказательствами посредством конструкций, использующих слова: поэтому, следовательно, значит, таким образом, из сказанного следует, итак, вот почему и т.п.

          Доводы могут быть связаны с тезисом и между собой без всяких специальных слов, только по смыслу.

Предложения в текстах-рассуждениях соединяются между собой как при помощи цепной, так и с помощью параллельной связи.

Весь текст рассуждения также может строится как по модели параллельной связи, так и по модели цепной связи.

Чтобы было удобнее работать, можно построить логическую схему текста. Логическая схема помогает выделить основные микротемы текста и понять, какая мысль их объединяет.

 

 

Типичные ошибки при воспроизведении первичного текста

 

    неумение выделить основную проблему, основную мысль текста;
    неумение видеть проблематику текста во всей полноте, выделить все компоненты рассуждения;
    незнание структурных элементов рассуждения: тезис, аргументы, вывод;
    неумение установить причинно-следственные связи;
    неумение увидеть все доводы, понять структуру рассуждения со сложной аргументацией;
    неумение понять позицию автора;
    ограниченный лексический запас, неумение отобрать необходимые языковые средства;

    неумение передать содержание текста от третьего лица.

Чтобы воспроизвести текст-рассуждение, необходимо ответить на следующие вопросы:

 

    Какая основная проблема поднимается автором? Какой тезис доказывает автор?
    Какие аргументы использует автор для раскрытия (развития) основной проблемы?
    Какова последовательность умозаключений (цепное расположение материала)?
    Какова позиция автора?
    Какие средства связи используются в тексте?
    Какие языковые средства использует автор, чтобы сделать свое рассуждение убедительным, привлечь внимание читателя к проблеме?

Чаще всего учащимся приходится работать с текстами, в которых представлены разные типы речи. Выбор типа речи зависит от цели автора, авторского замысла. Одну и ту же идею можно выразить, обращаясь к текстам разных типов речи. Правда, сила и глубина предъявления информации будут различны. Это и влияет на выбор типа речи и на то, что в одном тексте встречаются разные типы речи. Идея автора, чтобы быть понятой объективно, может выражаться разнообразно, но весь текст подчиняется одной главной  линии, один тип речи оказывается ведущим. Работая с текстами «смешанных» типов, очень важно определить ведущий тип речи и то, с какой целью автор включает фрагменты других типов речи в текст.

При работе над изложением очень важно понять логику расположения материала в первичном тексте. Особое внимание при этом необходимо обращать на абзацы. В абзаце как синтаксической единице есть собственная тема (по отношению к основной теме – микротема), ее развитие и завершение. Каждый абзац продолжает информацию предыдущего и добавляет к ней что-то новое. Так тема всего текста получает развитие. Анализ тематики отдельных абзацев помогает отследить структуру всего текста, логику развития мысли автора.

В работе над текстом изложения будут востребованы также знания функциональных стилей, так как эти знания помогут передать речевые особенности исходного текста.

Подготовка к написанию изложения помогает понять логику создания любого текста. Знание законов, по которым создан текст, очень важно, так помогает  написать собственное сочинение-рассуждение, а в дальнейшем – любой другой  текст.

Работу над сочинением-рассуждением можно проводить в следующей последовательности.

1. Внимательно прочитать вопрос, по которой предстоит дать ответ, выделить ключевые слова.

2. Сформулировать ответ на вопрос, на основе ответа сформулировать тезис будущего сочинения (сам ответ  может быть тезисом).

3. Подобрать аргументы, подтверждающие позицию пишущего сочинение.

5. Выстроить структуру текста-рассуждения: тезис, доводы (проверить их соответствие тезису, непротиворечивость друг другу), вывод. Проверить, сохраняются ли причинно-следственные связи между тезисом и аргументами. Для удобства работы можно построить логическую схему основной части сочинения или написать план.

6. Продумать вступление и заключение к сочинению (вступление и заключение должны соответствовать теме и основной проблематике,  должны быть связаны с основной частью и между собой), продумать логические связки между фрагментами сочинения, обратить внимание на связи предложений между собой, проверить правильность деления текста сочинения на абзацы.

7. Продумать, какие языковые средства, в том числе и выразительные, позволят успешно реализовать замысел.

8. Оформить все собранные материалы в связный текст и записать в черновике.

9. Проверить текст и отредактировать его.

10. Переписать сочинение в чистовик.





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Методические материалы

Методические материалы


Сочинение по теме Изложение по тексту рассуждению, Методические материалы


  Мобильная версия