А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Методические материалы > Как сделать изучение морфологии интересным для школьника
Как сделать изучение морфологии интересным для школьника - сочинение
Рассмотрение слова как одной из функциональных единиц языка предполагает усвоение функционального диапазона данной единицы, т.е. совокупности отдельных функций (М. А. Шелякин)1 . В статье, описывающей особенности функционально-системного подхода и его реализацию при изучении глагола, были обозначены и охарактеризованы этапы в изучении морфологической темы: мотивационный, ориентировочный, исполнительный, контрольный, корректирующий.

В данной публикации представлены особенности изучения лексико-грамматических разрядов имен прилагательных в V или VI классах (в зависимости от учебной программы) на основе функционально-системного подхода.

Сведения о лексико-грамматических разрядах прилагательных - новый для учащихся материал. Опираясь на имеющиеся морфологические знания, путем аналитических действий, учащиеся могут сравнить имена прилагательные и увидеть различия между определенными группами слов.

На мотивационном этапе школьникам предлагается текст для анализа.

Задание. Выразительно прочитайте текст. Определите стиль и тип речи. Какова роль имен прилагательных в тексте? На какие группы можно разделить прилагательные, учитывая их грамматические особенности? (Учитель обращает внимание на возможность или невозможность образования кратких форм, наречий, - отвлеченных существительных.)

Все слышно, все видно!..

...На северном холме снег еще вовсе не трогался, а здесь почти все сошло, и земля между деревьями греется, и пень черный стал уже таким теплым, что так и просит прохожего присесть на себя и послушать ручей.

Отсюда все слышно и все видно. Говор весеннего ручья - это все понимают, но, кроме говора, время от времени слышатся какие-то шарашки. И вы знаете, что это такое? Скорее всего, вы знаете, если когда-нибудь слушали первый весенний ручей. Все это шутки старого мороза, все это ночью он натворил, а теперь ручей разрушает. За ночь мороз постарался закрыть ручей цветным одеялом, а теперь ручей его разбивает, и когда рушатся белые цветы мороза в воду, то и слышатся эти шарашки.

...Посмотрите, что сделал мороз с маленькими, в ладонь, густыми, как щетка, молодыми елочками! Он их так обледенил, такое нагромоздил на них, что только очень внимательный глаз узнает под сосульками и цветами мороза тесное стадо молодых елок. (М. М. Пришвин)

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных определяются после того, как выписаны и проанализированы все словосочетания с прилагательными. Это исполнительный этап, предполагающий аналитические действия учащихся. Заполнив последнюю графу таблицы, школьники определяют, прилагательные какого разряда преобладают в тексте. Учитель подводит ребят к мысли о том, что употребление качественных прилагательных характерно для текстов, имеющих личностный характер, именно эти прилагательные придают образность описанию предметов.

Обращаясь к учебнику, учащиеся сравнивают полученную информацию о разрядах прилагательных с имеющейся в книге и знакомятся с притяжательными прилагательными. Говоря о стилистических свойствах прилагательных, обращаем внимание на то, что притяжательные прилагательные с суффиксами -ов - (дедов), -ев - (Далее), -ин - (сестрин), -ын- (курицын) обычно имеют разговорный характер.

Задание. Подберите эпитеты к существительным ель и береза. Продолжите текст "Ель и березка", включив в описание эпитеты.

После того как учащиеся попробуют самостоятельно подобрать эпитеты к данным словам, можно познакомить их со "Словарем эпитетов русского литературного языка" К. С. Горбачевича (СПб., 2000), в котором к существительному ель приводится 95 определений (из них 85 - эпитеты), большинство из которых - качественные прилагательные (высокая, гибкая, громадная, густая, стройная, задумчивая, царственная и пр.); к слову береза подобраны 59 эпитетов, причем качественных прилагательных (кудрявая, нарядная, ясная, ласковая, нежная, печальная и др.) в семь раз больше, чем относительных (белоствольная, белобокая, прямоствольная, столетняя, зеленокосая). Приведенные в словаре прилагательные характеризуют форму деревьев, цвет, возраст, впечатления, производимые ими. Кроме эпитетов, в словарной статье после знака даны логические определения, в основном - прилагательные относительные: болотная, горная, городская, праздничная, школьная (ель); бородавчатая, каменная, карельская, карликовая, светолюбивая (береза).

Творческая работа, связанная с продолжением данного текста, выполняется на контрольном этапе урока. Создав миниатюры, сравнив свое описание с другими сочинениями (коррекционный этап), учащиеся убеждаются в том, что использование качественных прилагательных придает образность высказываниям.

Исследование функций лексико-грамматических разрядов имен прилагательных продолжается при выполнении домашнего задания, построенного также на текстах М. М. Пришвина, удивительно тонко чувствовавшего природу.

Открытие

Яркий луч попал в темный лес и открыл, что этой ночью паук с молодых верхних листиков от макушки маленькой рябины протянул к молодому дубу сверкающий путь.

Такое солнце, такие лучи пробили даже и густую темную зелень елок, и там в густоте блеснул, как зеркало, мокрый от сока пень срезанной березы.

Капля росы

На лесной дорожке на зеленой травинке, острым кончиком, как штыком, пробивающей себе среди прошлогодней суши и всякого желтого хлама путь к небу и солнцу, заметил на самом штыке каплю росы.

Осенние птицы

Наступило время, когда из мокрых, холодеющих лесов синицы приближаются к домам человеческим.

В кусту шевельнулся лист желтый - от капли он шевельнулся или за листом птичка?

Вдруг с одного цветка мальвы на другой пониже капнуло, и соединенные капли упали на тяжелый жасминовый лист, и он, желтый, свалился.

Тогда открылось, что за листом была хохлатая головка, и мы по ней узнали синичку: это был королек, и это он тогда первый шевельнул листик жасмина, а капля добила, и листик упал.

В предложенных текстах встречаются причастия (сверкающий путь; срезанной березы; на травинке, пробивающей путь и др.). Учитель может сообщить о частеречной принадлежности подобных слов. Информация, даваемая с опережением программы, как правило, осознается и запоминается большинством учащихся.

Функционально-системный подход предполагает рассмотрение морфологических категорий во взаимосвязи между собой. Опорный конспект "Имя прилагательное", используемый на разных этапах урока, позволяет показать место каждого признака в общей системе категорий. Более эффективно использовать данное средство в компьютерном варианте (см.: Алгазина Н. Н., Пашкова Г. И., Стрыгина Т. В., Федотова Ю. Г., Новикова Т. Ф. и др. Русский язык. 5 класс: Электронное учебное пособие. - М., 2005).





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Методические материалы

Методические материалы


Сочинение по теме Как сделать изучение морфологии интересным для школьника, Методические материалы


  Мобильная версия