А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Методические материалы > Композиционная стройность работы
Композиционная стройность работы - сочинение
При работе над сочинением очень важно продумать его смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения мыслей. Композиция должна отражать логику размышлений пишущего, а обобщения различного уровня должны быть связаны между собой и нацелены на раскрытие основного тезиса. Важно помнить о делении сочинения на смысловые части (абзацы). Очень важно, чтобы микротема внутри абзаца была раскрыта. Абзацы должны быть связаны между собой.

Четко выраженные красные строки помогут отследить структуру сочинения, логику развития мысли пишущего.

Наличие абзацев, выделенных красных строк – это культура оформления сочинения. При написании сочинения нельзя забывать и о логических функциях отдельных предложений. Каждое новое предложение дает читателю новую информацию, прочно опираясь на уже известное из предшествующего. Между предложениями есть смысловая связь, и каждое предыдущее предложение буквально диктует содержание следующего. Так в речи осуществляется движение мысли.

Традиционно сочинение строится по следующей схеме: вступление, основная часть, заключение. Важными требованиями к композиции являются требования соразмерности и связности всех частей. Вступление и заключение должны быть лаконичными и энергичными.

Упражнение. Вашему вниманию предлагаются возможные варианты вступления и заключения. Прочитайте их.

Возможные варианты содержания вступительной части

1. Разъяснение терминов или понятий, входящих в формулировку темы.
2. Рассуждения об актуальности проблемы, поднимаемой авторами текстов.
3. Лирическое размышление, связанное с предлагаемой темой.
4. Изложение мнения предполагаемого оппонента.
5. Вопрос, помогающий выйти на основную проблему.
6. Цитата, помогающая подойти к теме.
7. Анализ возможных подходов, аспектов рассмотрения темы.

Возможные варианты содержания заключительной части

1. Вывод (сжатый в несколько строк итог всего рассуждения).
2. Заключение, симметричное вступлению (ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения).
3. Цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть проблемы сочинения).
4. Расширение темы, проблемы. Выход в новую проблему, связанную с предыдущей. Новый вопрос.
5. Открытый финал.

Вопросы и задания

1. Какие требования предъявляются к вступлению и заключению?
2. Какие возможны варианты вступления и заключения?
3. Продумайте варианты вступлений и заключений к сочинениям по тезисам упражнений 17 и 18. Напишите их.

Упражнение. Прочитайте текст и варианты вступлений и заключений к сочинению по тезису: «Подлинное счастье для художника – счастье созидания, возможность радовать творчеством других».

В 1508 году Микеланджело Буонарроти подписал договор с папой Юлием II.
Итальянский скульптор и художник обязывался расписать плафон (потолок) Сикстинской капеллы. Так называется длинная и высокая зала в папском дворце в Ватикане.
Чтобы расписать потолок (высота зала 18 метров), по указанию художника поставили леса. Работать на них он мог только лежа. В течение четырех лет художник, лежа на спине, расписывал плафон. Краски капали ему на лицо, тело ныло, но, увлеченный работой, он ничего не замечал. Микеланджело работал с неистовством, забывая о сне и еде.
Работая лежа, великий мастер испортил себе зрение. Долгие годы спустя он мог рассматривать предметы, лишь подняв их над головой.
Сколько технических трудностей преодолел Микеланджело! Только что закончил он одну фреску (роспись водяными красками по сырой штукатурке), как эта часть потолка стала покрываться плесенью, испортившей написанное. Пришлось всю работу начинать сначала.
Микеланджело один расписал плафон площадью более 600 квадратных метров. Лишь его ученик Кондиви помогал ему. Это был труд титана, это был подвиг художника.
За что бы ни брался Микеланджело, он всегда работал с горячностью, увлеченно, с головой погружаясь в свои грандиозные замыслы. Когда ему нужен был мрамор для статуй, он вместе с рабочими спускался в каменоломню и там в течение многих месяцев добывал его.
Может быть, ты спросишь: ради чего Микеланджело все дни своей жизни отдавал такой неистовой, такой всепоглощающей работе?
Представь себе, что мы задали бы такой вопрос самому Микеланджело.
Вероятно, он просто не понял бы нас.
Он не мог жить иначе. Смысл всей его жизни был в этом непрерывном творческом труде. Он стремился раскрыть самого себя, свои думы, свои чувства в произведениях искусства, и была еще в этом исступленном труде огромная радость для мастера – радость созидания, счастье творить.
Е.О. Каменева. Твоя палитра
Вступления

1. Гений… Мастер… Художник… Что стоит за этими понятиями? Каково предназначение гения?
Наверное, на эти вопросы нет однозначного ответа. Но можно отметить главное: подлинный мастер – это великий труженик, не только умеющий видеть красоту, но и умеющий ее дарить людям.
2. Когда читаешь рассказы о жизни художников, писателей, невольно поражаешься тому, с какой самоотдачей они трудились над своими произведениями.
В произведениях искусства они стремились передать то, что их волновало, радовало и печалило. Зачем? А затем, чтобы волновались, радовались и печалились те, ради кого они творили.
3. Возможно, кому-то фраза о том, что смысл жизни мастера в постоянном труде, в стремлении дарить красоту людям, покажется странной. Действительно, почему мастерство – это труд и стремление дарить что-либо людям?

Заключения

1. Именно поэтому подлинное мастерство – это не только талант, дарованный Богом, это и постоянный титанический труд, а главное – это огромное желание донести до людей свое видение мира, свое понимание прекрасного.
2. И если ты испытываешь восторг, волнение, соприкасаясь с миром искусства, – радуйся, потому что ты счастливый человек, твоя душа созвучна
душе гения… мастера… художника.
3. В. Шукшин сказал: «Умеешь радоваться – радуйся, умеешь радовать – радуй». Думаю, что именно эти слова и являются ответом на вопрос: «Ради чего творит мастер?».

Вопросы и задания

1. Используя материалы упражнения 20, определите, какие виды вступлений и заключений предлагаются вашему вниманию.

2. Определите, какое вступление какому заключению соответствует?
3. Придумайте ваши варианты вступления и заключения к сочинению по предложенному тезису.
4. Прочитайте сочинения учащихся по предложенному тезису (Приложение 2, материалы к упражнению 21). Оцените глубину и полноту раскрытия тезиса, смысловую цельность, нормативность и правильность речи.

Упражнение. Прочитайте текст, варианты вступлений и заключений к сочинению по тезису: «Подлинным украшением нашей жизни являются люди с чистым сердцем и с огромной душой».

Мать родилась в сибирской деревне. Долгая тоскливая зима в переполненной народом, телятами и поросятами душной избе с детства заронила у нее любовь к весне. Породила жажду первой заметить, почувствовать хотя бы отдаленные ее признаки, изощряла ее слух и глаз слышать и видеть то, что не видят, не слышат другие. С детства большой радостью стали для нее родные леса, поля и все живое в них...

А сколько нужды и горя выпало на долю матери, потерявшей семерых взрослых детей!

И все же глаза ее оставались незамутненными до глубокой старости, свидетельствующими о душевной ясности, лицо свежим, свободным от морщин. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям. «Дурак и радость обратит в горе, разумный и в горе утешится», – говорила она.

Лицо матери, как подсолнечник к солнцу, всегда было обращено к радости, к деянию добра. Я был убежден, что мать обладала особым талантом доброты и обостренным ощущением природы, которое она все время бессознательно пыталась привить нам, детям. И сам я также жадно начинал смотреть на дерущихся воробьев, слушать писк синиц, с волнением ждать первой капели с крыш. Каждый «воробьиный шажок» весны торжествовался как победа. Слова матери глубоко западали в памяти, трогали какие-то незримые струны души, оберегали нас от тысячи тысяч пагубных соблазнов, бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником.
Е. И. Пермитин

Вступления

1. Имена великих людей известны многим. Мы восхищаемся ими, но всегда ли мы понимаем, что, кроме света звезд, жизнь наша озаряется светом сердец обычных людей, их добротой? Именно об этом и говорит нам Е.Пермитин.
2. Доброе человеческое сердце. Чистая душа, умение почувствовать радость жизни и поделиться ею с другими. Это ли не главное!
3. Умение быть добрым, умение радоваться жизни, дарить эту радость другим и оставаться при этом скромным, незаметным… Как хорошо, что на свете есть люди, владеющие этим умением.
4. Скромный, незаметный человек. Что о нем можно сказать? Вот если бы мировая известность!.. Но рассуждения Е.Пермитина заставили задуматься о том, что…
1. И какой бы трудной ни казалась порой жизнь, именно они, эти скромные и незаметные, но чистые душой люди помогают «и в горе утешиться».
2. Поэтому и нельзя забывать, что свет звезд очень красив, но звезды холодны. Настоящее тепло дарит только человеческое сердце.
3. Действительно, «умеешь радоваться – радуйся», но я бы добавила: «И научи других радоваться даже малому».
4. Вот и получается, что в нашей повседневной жизни обычный человек с его умением видеть жизнь в ее теплоте и радости важнее любой мировой известности.

Вопросы и задания

1. Используя материалы упражнения 20, определите, какие виды вступлений и заключений предлагаются вашему вниманию.
2. Определите, какое вступление, какому заключению соответствует.
3. Придумайте ваши варианты вступления и заключения к сочинению по данному тезису.
4. Прочитайте сочинение по предложенному тезису (Приложение 2, материалы к упражнению 22). Подумайте о том, раскрывает ли текст сочинения проблему, сформулированную в тезисе. Какие аргументы использует автор сочинения? Удалось ли автору выразить свое отношение к проблеме? Соответствуют ли вступление и заключение тезису? Связаны ли они между собой? Оцените глубину и полноту раскрытия тезиса, смысловую цельность, нормативность и правильность речи.

Упражнение. Прочитайте тексты.

1.
Густой утренний туман пал на озеро Кубенское. Не видать берегов, не видать бела света...

И вдруг над этим движущимся, белым в отдалении и серым вблизи льдом я увидел парящий в воздухе храм. Он, как легкая, сделанная из папье-маше игрушка, колыхался и подпрыгивал в солнечном мареве, а туманы покачивали его на волнах своих.
Храм этот плыл навстречу мне, легкий, белый, сказочно прекрасный. Я отложил удочку, завороженный...
Наконец храм опустился на лед, утвердился. Я молча указал на него, думая, что мне пригрезилось.

— Спас-камень, – коротко молвил товарищ мой.

Не отрывая глаз от удочки, товарищ пробубнил мне историю этого дива. В честь русского воина-князя, боровшегося за объединение северных земель, был воздвигнут этот памятник-монастырь. Предание гласит, что князь, спасавшийся от врагов, начал тонуть в тяжелых латах, как вдруг почувствовал под ногами камень, который и спас его. И вот в честь этого чудесного спасения на подводную гряду были навалены камни и земля с берега. На лодках и по перекидному мосту, который каждую весну сворачивало ломающимся на озере льдом, монахи натаскали целый остров и поставили на нем монастырь. Расписывал его знаменитый Дионисий .
Однако уже в наше время, в начале тридцатых годов, в колхозах развернулось строительство, потребовался кирпич. Но монахи были отличными строителями и из кирпича сотворили монолит. Пришлось взорвать монастырь... Осталась от монастыря одна колоколенка и жилое помещение, в котором нынче хранятся сети...
Я смотрел на залитый солнцем храм. Озеро уже распеленалось совсем, туманы поднялись высоко. Среди огромного, бесконечно переливающегося блеском озера стоял на льду храм – белый, словно бы хрустальный.
Дух захватывает, как подумаешь, каким был этот храм, пока не заложили под него взрывчатку!.. Чудо, созданное руками и умом человеческим.
В. П. Астафьев

2.

Пройдя проселками Средней России, начинаешь понимать, в чем ключ умиротворяющего русского пейзажа.
Он – в церквях. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными вышедшие к широким рекам... – они издалека-издалека кивают друг другу, невидимые, вместе поднимаются к единому небу.
Но ты входишь в село и узнаешь, что не живые – убитые приветствовали тебя издали. Кресты давно сшиблены или искривлены; растет бурьян на крышах и в расщелинах стен; редко еще сохранилось кладбище вокруг церкви, а то свалены и его кресты, выворочены могилы; заалтарные образы смыты дождями десятилетий, исписаны похабными надписями. На паперти – бочки с соляркой... В той церкви подрагивают станки. Эта – просто на замке, безмолвная. И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли – вечности. Этот звон... поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги.

В эти камни, в колоколенки эти наши предки вложили все свое самое лучшее, все свое понимание жизни.
А. Солженицын

Вопросы и задания

1. Как вы понимаете слова А.Солженицына: «Этот звон... поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги»?
2. Какие аргументы вы могли бы привести в подтверждение своей позиции?
3. Продумайте краткие вступление и заключение вашего рассуждения.
4. Напишите сочинение. В процессе работы обращайте внимание на соответствие аргументов тезису, на логичность и связность изложения, точность и ясность речи.
5. Прочитайте сочинения учащихся (Приложение 2, материалы к упражнению 23). Удалось ли авторам ответить на поставленный вопрос? Какие аргументы использовались? Соответствует ли вступление и заключение теме сочинения? Оцените глубину и полноту раскрытия тезиса, смысловую цельность, нормативность и правильность речи.





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Методические материалы

Методические материалы


Сочинение по теме Композиционная стройность работы, Методические материалы


  Густой утренний туман сочинение по текстуМобильная версия