А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Методические материалы > Лингвистический анализ текста
Лингвистический анализ текста - сочинение


Слово «текст» в переводе с латинского языка означает «ткань». Как же «соткан» данный текст, являющийся фрагментом статьи (…), книги (…), рассказа (…) …? По Типу речи текст является … (Описанием, повествованием, повествованием с элементами описания, рассуждением, Так как…), что сказалось на особенностях Композиции текста. (В описании –чаще всего – а) общее представление об описываемом, б) отдельные признаки, в) авторская оценка, вывод; В повествовании – экспозиция, завязка, кульминация, развязка; В рассуждении – тезис, аргументы, вывод.) Текст состоит из … абзацев, являющихся его смысловыми частями. Каждому абзацу соответствует Микротема …(Если микротемы не совпадают с абзацами по какой-либо причине, отметить это как особенность текста.) В первой части говорится о … , во второй части (абзаце) о … (Отметить, какие Образы изображены в тексте.) Смысловые части фрагмента объединены общей Темой … (Или: несмотря на наличие микротем для текста характерно тематическое единство всех его частей: общая Тема текста …) Композиционное единство всех частей текста выражается в наличии Грамматических связей между его частями … (с помощью какой связи – Цепной или параллельной – соединены первый и второй абзацы, третий и четвёртый …) А как Связываются предложения в этом тексте? Преобладает … (Цепная/параллельная связь) Смысловая цельность фрагмента задаётся Идеей текста … (какой) В каком Стиле написан текст? Поскольку … (Общие признаки какого-либо стиля) можно предположить, что текст написан в … стиле. Как известно, стилистические особенности текста проявляются на всех уровнях: Лексическом, морфологическом, фонетическом, синтаксическом. Анализ Лексики данного фрагмента – использование автором … Характерно именно для … стиля. Морфологические особенности. Всмотримся в Синтаксические особенности текста …, … (связать, если возможно, со стилем) Изобразительно-выразительные средства языка, тропы и фигуры, автор использует (применяет) для … Фонетические средства изобразительности … Итак, перед нами текст, написанный в … стиле, являющийся … (тип речи). И ещё раз, анализируя текст, мы убедились в том, насколько оригинальным является любое «сложное синтаксическое целое», как всё органично связано, соединено, переплетено в этой тонкой материи под названием «текст». Орёл и воробьи. О. Н.Безымянная. (1)Однажды на ферму, где жила стая воробьёв, залетел Орёл. (2)Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц. (3)И послушать, что он скажет. (4)И стал рассказывать Орёл о других мирах и иной жизни. (5)Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. (6)Тогда вышел вперёд один воробей и сказал: (7) – Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. (8)Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни – нам это близко и понятно. (9)Окинул Орёл своим зорким оком окрестность, увидел огромную ферму, в загонах которой толкались грязные, толстые, дурно пахнущие животные. (10)Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоёвывать себе лучший кусок.(11)И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. (12)И было неприятным это зрелище. (13)И сказал тогда орёл воробьям: (14) – Я считал воробьёв птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. (15)Но нашёл я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно перебиться в этой жизни. (16) И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. (17) И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце. (18)Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. (19)Расправил тогда Орёл крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли: (20) – Короткое крыло – низкий по