👍Лучшее сочинение – «Роль педагога в стимулировании познавательной активности учащихся» Методические материалы 

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Методические материалы > Роль педагога в стимулировании познавательной активности учащихся
Роль педагога в стимулировании познавательной активности учащихся - сочинение
Какова же роль учителя в формировании познавательной активности учащихся? Круг вопросов, связанных с этой проблемой, необычайно обширен. Познавательная активность - сложное личностное образование, которое складывается под влиянием разнообразных факторов:

- субъективных ( любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и т. д.),

- объективных ( окружающие условия, личность учителя, приемы и методы преподавания).

Следовательно, учителю для создания учебно-познавательной атмосферы в классе необходимо понимание самого процесса активизации умственной деятельности, знание условий, которые стимулируют познание, знакомство с уровнями познавательной активности:

1.Нулевой уровень познавательной активности. Учащиеся с данным уровнем активности найдутся в любом классе. Они не отличаются негативным отношением, агрессией, им не свойственен демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную деятельность, ожидают привычного давления ( в виде замечаний) со стороны учителя.

При работе с такой группой учащихся учителю следует:

А) не ждать от них немедленного включения в работу, так как их активность может постепенно возрастать;

Б) не предлагать им учебных заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой;

В) давать время на обдумывание ответа, поскольку им трудно даются импровизации;

Г) не сбивать их во время ответа, задавая неожиданные и каверзные вопросы «на понимание»;

Д) быть готовым к тому, что после перемены эти дети достаточно медленно переключаются с интенсивной двигательной активности на умственную.

Словом, БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМИ!

Необходимо отметить, что деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся нулевого уровня познавательной активности направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости - отсутствие страха - чувство уверенности - готовность и ожидание встречи с данным педагогом.

Относительно активный уровень познавательной активности.

Учащиеся характеризуются заинтересованностью и активностью только в определенных учебных ситуациях. Активность учеников данной группы зависит от эмоциональной привлекательности учебных ситуаций. Эти ученики могут удивлять учителя быстрыми правильными ответами, но это происходит эпизодически, не в системе. Они быстро приступают к работе, но при первых трудностях испытывают разочарование и бросают ее или предпочитают путь наименьшего сопротивления: работа по образцам. Здесь неоценима помощь учителя, который при необходимости поможет снять интеллектуальную усталость, преодолеть волевую апатию, стимулировать познавательный интерес. Нельзя забывать о том, что часто учащиеся данной группы боятся приступить к заданию, так как изначально оно кажется сложным и большим. Здесь допустима педагогическая хитрость: можно разрешить учащимся выполнить часть упражнения или предложить сделать все задание, но на полях отметить особым значком место, до которого учитель будет проверять это задание. Стратегия действий учителя в работе с относительно активными учащимися заключается в том, чтобы не только помочь им включиться в учебную деятельность, но и поддерживать эмоционально- интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока. Но нельзя отдавать преимущество только эмоциональным аспектам в учебном процессе. Эмоциональная форма преподнесения материала может украсить урок, но она не обеспечивает овладение знаниями в полном объеме. Учитель должен создать оптимальные условия для ежедневной работы учащихся.

Исполнительный активный уровень познавательной активности.

Они любимы учителями, систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые им предлагает педагог, достаточно осознанно воспринимают учебную задачу. С желанием включаются в учебную деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно. Главный плюс этих учащихся - в стабильности и постоянстве: они не берут наскоком, но знания их тем не менее прочные и основательные. Но они нуждаются во внимательном отношении со стороны преподавателя. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Чуть позже они понимают, что одобрение учителя можно получить просто за качественно сделанную работу, но не за «сверхурочную»: поиск дополнительного материала, самостоятельные занятия и т. д. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся - это действительно проблема. Основными приемами, стимулирующими учащихся на исполнительно активном уровне, можно назвать все проблемные, частично-поисковые, и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Следует особо сказать о контрольных работах для учащихся с исполнительно активным уровнем познавательной активности. На таких контрольных работах вводится система смены задания. Педагог разрешает заменить тот или иной вопрос, задание или даже блок другой дополнительной задачей, которая заранее записана на карточке или доске. В условиях возможности выбора и замены заданий учащийся учится верно оценивать свои возможности так, что даже на контрольной работе он находится не в роли пассивной жертвы, но может сам влиять на обстоятельства и добиваться успеха. И для учителя прием замены задания служит своеобразной формой диагностики: если какой-либо вопрос заменялся целой группой учащихся, то это показатель недостаточно отработанных знаний учащихся.

Основная стратегия учителя в работе с учащимися с познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к самостоятельности в учении.

В последнее время к приемам интенсивной познавательной деятельности относят и самые различные формы дискуссий: «круглый стол», «заседание экспертной группы», «дебаты», «судебное заседание», «мозговой штурм» и т.д.

Эта форма очень важна для учащихся, поскольку позволяет каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи и пр. Подобные занятия:

- позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;

- создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;

- позволяют «сжимать» время;

- психологически привлекательны для учащихся.

ОСНОВНАЯ СТРАТЕГИЯ учителя в работе с учащимися с познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к самоактивности в учении. Должна стать нормой готовность к решению проблемных, поисковых, нестандартных задач и ситуаций.

УСЛОВИЯ, ОТ КОТОРЫХ ЗАВИСИТ СТЕПЕНЬ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ:

1. личная заинтересованность ученика в получении знаний;

2. уровень учебных умений и навыков учащегося;

3. взаимоотношения, сложившиеся с конкретным учителем, стиль общения педагога;

4. характер взаимоотношений, принятый в конкретном ученическом коллективе, классе;

5. отношения родителей или других референтных лиц к самому процессу получения образования, в целом, и к отдельным предметам , в частности;

6. стиль общения между педагогами, стиль преподавания, принятый в данной школе;

7. социальная ориентация общественного мнения в необходимости той или иной учебной дисциплины и т.д.

Вывод: высокий уровень познавательной активности формируется только в том случае, если все или большинство из перечисленных условий находятся в равновесии, оптимальном для конкретного ученика. Деформация, или искажение одного из условий влияет на остальные.

ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ - это умение педагога создать на уроке учебно-познавательную атмосферу. Какими методами учитель создает в классе атмосферу заинтересованности к изучаемому материалу( методы обучения )? Но достигают ли усилия педагога поставленной цели? Как реагируют учащиеся на предлагаемые им задания (деятельность и активность учащихся)?





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Методические материалы

Методические материалы


Сочинение по теме Роль педагога в стимулировании познавательной активности учащихся, Методические материалы


  Мобильная версия