А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Мы > Евгений Иванович Замятин Роман антиутопия «мы»
Евгений Иванович Замятин Роман антиутопия «мы» - сочинение


Цель: Ознакомить учащихся с общественно-культурной ситуацией в 1920–1940-е гг., основными тенденциями развития искусства, с разными идейно-художественными позициями писателей в освещении революции и гражданской войны, с развитием жанра антиутопии в 1920-е гг.; развивать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся. Оборудование: Учебник, портретный и иллюстративный материал по теме урока, литературоведческий словарь. Прогнозируемые Результаты: Учащиеся составляют тезисы лекции учителя; знают об общественно-культурной ситуации в 1920–1940-е гг., об основных тенденциях развития искусства этого периода; используя дополнительный материал, выступают с сообщением на заданную тему; участвуют в обсуждении романа-антиутопии Е. И. Замятина «мы». Форма проведения: Урок-диалог. ХОД УРОКА Организационный Этап Актуализация Опорных Знаний Слушание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока, п. 1) III. Постановка Цели И Задач Урока. Мотивация Учебной Деятельности Учитель. литература 1920-1940-х гг. достаточно хорошо изучена. многие её явления широко обнародованы, точно названы и описаны. тем не менее, как показывает развитие современной литературоведческой мысли, данная эпоха и по сей день является обширным полем для исследования и изучения… Октябрьская революция 1917 г. разделила русских писателей и поэтов. Значительная часть из них оказалась в эмиграции: И. а. Бунин, м. И. Цветаева, а. И. Куприн, К. Д. Бальмонт, Е. И. Замятин. часть писателей и поэтов составляла так называемую «внутреннюю эмиграцию»: А. А. Ахматова, Б. л. Пастернак, м. а. Булгаков и другие. Они не уезжали из России, но были лишены возможности публиковать свои книги, не отвечавшие канонам «пролетарской литературы». Однако именно им удалось показать глубокий трагизм времени, уничтожение личности в огне гражданской войны и «строительства нового мира». IV. Работа Над Темой Урока 1. лекция учителя (Учащиеся составляют тезисы.) — революция, свершившаяся 25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 г., гражданская война, а затем приход к власти большевиков остро поставили вопрос, сформулированный м. Горьким: «С кем вы, “мастера культуры”?» (так называлась статья писателя, опубликованная в 1932 г.). Иными словами, речь шла об отношении писателей к новой власти и о готовности с ней сотрудничать. О такой готовности практически сразу заявили авторы, приобрётшие известность к 1917 г.: м. Горький, а. а. Блок (в статье «Интеллигенция и революция» он призывал «всем сознанием» слушать «музыку революции»), В. Я. Брюсов, вступивший в 1920 году в ряды ВКП(б), а. С. Серафимович, С. а. Есенин, В. В. Маяковский. Многие крупные писатели, не признав новой власти и восприняв Октябрьскую революцию как катастрофу для России, составили «первую волну» русской эмиграции: И. а. Бунин (передавший впечатления от революционных лет в книге «Окаянные дни»), а. И. Куприн (вернётся в 1937 г.), а. Н. толстой (вернётся в 1923 г.), В. В. Набоков, а. т. аверченко, Саша чёрный, Д. С. мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, В. Ф. Ходасевич, И. С. Шмелёв, Е. И. Замятин, м. И. Цветаева (вернётся в 1939 г.) и многие другие. Некоторые писатели не определили своего отношения к новой власти, но остались на родине (их называли «попутчиками»): А. А. Ахматова, м. а. Волошин, м. м. Пришвин, И. Г. Эренбург, л. м. леонов, Б. а. Пильняк, андрей Белый. В начале 1920-х годов с фронтов гражданской войны возвращаются те, кому суждено будет стать известными писателями: Д. а. Фурманов, В. В. Иванов, м. м. Зощенко, К. а. Федин, И. Э. Бабель, м. а. Булгаков. Одной из ведущих в литературе этого периода становится тема интеллигенции и революции, интеллигенции и гражданской войны. Она звучит в таких крупных произведениях, как «Конармия» И. Э. Бабеля, «разгром» а. а. Фадеева, «Как закалялась сталь» Н. а. Островского, в первой части «тихого Дона» м. а. Шолохова. Наиболее объективно эта тема представлена у И. Э. Бабеля в цикле рассказов «Конармия», где выражение авторской позиции сведено к минимуму, но показана жестокость гражданской войны, нравственная деградация людей, вынужденных убивать друг друга. Поэтому история гражданской войны для главного героя и рассказчика «Конармии» Кирилла лютова — это «летопись будничных злодеяний». В произведениях а. а. Фадеева и Н. а. Островского тема интеллигенции и революции дана с так называемых «классовых» позиций, когда положительному «пролетарскому» герою противопоставляется колеблющийся, мечущийся, склонный к предатель ству интеллигент, не понимающий до конца смысла революционной борьбы. Литературный процесс этого периода определяется не только разделением писателей на «своих», «чужих» и «своих, но не очень», но также борьбой различных литературных объединений, каждое из которых придерживалось своих взглядов на задачи литературы. РаПП — российская (позднее — Всесоюзная) ассоциация пролетарских писателей — возникла в 1920 г. первоначально как Литературное объединение «Кузница», затем — «Октябрь»; окончательно сформировалась к 1925 г. Объединяла более 4 тыс. человек. активные представители: Д. а. Фурманов, В. м. Киршон, л. л. авербах, позже — а. а. Фадеев. раППовцы выступали за создание так называемой «пролетарской» литературы и противопоставляли ей литературу «непролетарскую», к которой относили всё классическое наследие. При этом непролетарская литература мыслилась как нечто ненужное и отжившее своё время. «Перевал» — литературное объединение, возникшее в москве в 1923 г. и просуществовавшее до 1932 г. лидер объединения — а. К. Воронский. активные представители: артём Весёлый; м. а. Светлов; м. м. Пришвин, а. П. Платонов и другие. «Перевальцы» занимали идейную позицию, прямо противоположную раППовской, считая искренность и эстетическую культуру главными литературными ценностями. «ЛЕФ» (левый фронт искусств) — литературно-художественное объединение, существовавшее в москве и в Одессе с 1922 по 1929 гг. Участники: В. В. Маяковский, Н. Н. асеев, О. м. Брик, Б. л. Пастернак. лЕФовцы отстаивали идею искусства как «жиз-нестроения», теорию «социального заказа» пытались обосновать необходимость поэтического служения материальным интересам рабочего класса и социалистической революции; издавали газету «Искусство коммуны», журналы «лЕФ» и «Новый лЕФ». «лЦК» (литературный центр конструктивистов) — литературное объединение, идейно близкое к лЕФу. Участники объединения: В. м. Инбер, В. а. луговской, Б. Н. агапов. Писатели-конструктивисты провозглашали близость поэзии «производственной» тематике (характерные названия сборников: «Госплан литературы», «Бизнес»), очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера — тактовика, эксперименты с декламацией. К 1930 г. конструктивисты стали объектом травли со стороны раПП и объявили о самороспуске. «Серапионовы братья» — литературное объединение, существовавшее в ленинграде с 1921 по 1926 гг. Название позаимствовано из цикла новелл Э. т. а. Гофмана, где описано литературное содружество имени пустынника Серапиона. Участники: л. Н. лунц, м. м. Зощенко, В. а. Каверин, К. а. Федин, В. И. Иванов. ОБЭриУ (Объединение реального искусства) — объединение писателей, существовавшее в ленинграде с 1926 по 1932 гг. Первоначальные названия — «левый фланг», «академия левых классиков». Участники: Д. И. Хармс, а. И. Введенский, Н. а. Заболоцкий, Е. л. Шварц. Участники ОБЭрИУ декларировали отказ от Традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда. многие участники ОБЭрИУ были репрессированы, погибли в заключении. Многие крупные писатели (напримерАхматова, Е. И. Замятин, О. Э. Мандельштам, Ф. К. Сологуб) не входили ни в одно из объединений. В период с 1921 по 1934 гг. русская литература несёт невосполнимые утраты. Уходят из жизни а. а. Блок (1921), Н. С. Гумилёв (1921), В. Я. Брюсов (1924), С. а. Есенин (1925), Ф. К. Сологуб (1927), В. В. Маяковский (1930), м. Волошин (1932), Саша чёрный (1932), а. а. Грин (1932), Андрей Белый (1934). Сложный путь проходила в своём развитии проза 1920-х гг. Советская литература шла по пути показа противостояния и борьбы двух антагонистических миров. Психологическую картину превращения массы в революционный коллектив, показал а. С. Серафимович в романе «Железный поток» (1924). Яркий образ легендарного комдива, в котором воплотились черты всего народа, создал Д. а. Фурманов в романе «чапаев» (1923). Перед литературой встала задача показать в художественных формах труд и жизнь народа. Создавались произведения, опиравшиеся на реальные события, факты, людей. Образы национальных героев в этих произведениях имели огромное воспитательное значение.В 1928 г. м. а. Шолохов опубликовал первую часть романа «тихий Дон», принёсшего писателю мировую известность. Исторически и психологически достоверный рассказ о жизни и быте донского казачества, воплощение действительности в её противоречиях и конфликтах определили особое значение «тихого Дона». Конец 20-х — середина 30-х гг. XX в. — время индустриализации страны, приобщения деревни к политической жизни страны. Писатели обращают взгляды к жизни на земле, к деревне. Глубина художественного познания, предельная конкретность повествования о переломе жизни в деревне отличают роман м. а. Шолохова «Поднятая целина». Непререкаемым авторитетом в литературной жизни, вдохновителем многочисленных и плодотворных начинаний был м. Горький. В романе-эпопее «Жизнь Клима Самгина» м. Горький нарисовал многоплановую картину предреволюционной жизни России. многослойное живописное полотно, рисующее пути в революции и Гражданской войне лучшей части старой русской интеллигенции, движение народных масс, развернул а. Н. толстой в трилогии «Хождение по мукам». Призывом к подвигу во имя революции, Яркой демонстрацией коммунистических представления о смысле жизни и месте в ней человека стал роман Н. а. Островского «Как закалялась сталь», оказавший огромное воспитательное воздействие на многие поколения молодёжи. В поисках форм широкого социально-философского осмысления действительности поэзия 1930-х гг. обнаруживала новые жанровые возможности, расширяла и углубляла исследуемые ею тематические пласты. Проблемы народного бытия, трудовые будни города и села, героизм, ставший нормой поведения — таково многообразие поэтической панорамы этих лет. Во второй половине 1930-х гг. обострившаяся международная обстановка привлекла внимание советской литературы к темам патриотизма и антифашизма. В антифашистских романах И. Г. Эренбурга и других писателей поднимается тема солидарно сти с борющейся Испанией. Священная война, начавшаяся в июне 1941 г., выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Большинство их оказалось на полях сражений. Более тысячи поэтов и прозаиков вступили в ряды действующей армии, став прославленными военными корреспондентами (м. а. Шолохов, а. а. Фадеев, Н. С. Тихонов, И. П. Эренбург, В. В. Вишневский, Е. П. Петров, а. а. Сурков, а. П. Платонов). Произведения различных родов и жанров включились в борьбу с фашизмом. На первом месте среди них была поэзия. Здесь надо выделить патриотическую лирику А. А. Ахматовой, К. м. Симонова, Н. С. тихонова, а. П. твардовского, В. м. Саянова. Прозаики культивировали свои самые оперативные жанры: публицистические очерки, репортажи, памфлеты, рассказы. Развешивание мифа о непобедимости «третьего рейха» в статьях И. Г. Эренбурга, обращение к историческому прошлому народа, к национальным традициям, истокам русского национального характера в статьях а. Н. толстого, разнообразная по тематике и жанрам публицистика м. а. Шолохова, а. а. Фадеева и других действенно способствовала мобилизации всех духовных ресурсов народа на борьбу с фашизмом. С первых дней войны советская поэзия обратилась к традиционным фольклорным формам (заклинание, клятва, проклятье и пр.), которые находили живой отклик у массового читателя. Стихи К. м. Симонова, А. А. Ахматовой, Д. Бедного и многих других звучали как голос народа, произносившего клятву очистить родную землю от захватчиков. Своего рода гимном Великой Отечественной войны стала песня В. И. лебедева-Кумача «Священная война». Общим для всех национальных литератур того времени было обращение к документальному материалу. Духовную основу литературы первых послевоенных лет образовывало мироощущение, выстраданное и завоёванное народом победителем. Её идейные устремления были направлены на создание благоприятной нравственно-психологической атмосферы всенародного трудового подъёма для скорейшего восстановления страны от ран, нанесённых войной. В условиях «холодной войны» советские писатели пропагандировали советский образ жизни. Получила интенсивное развитие литература, основанная на документальных событиях, ставившая перед собой задачу — оповестить родину о беспримерных подвигах её героев. Эти образы в характерах нарисованы в произведениях Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», а. Фадеева «молодая гвардия» и других. 2. работа над идейно-художественным содержанием романа Е. и. Замятина «мы» 1) Слушание сообщений о жизни и творчестве Е. И. Замятина, об истории создания романа-утопии «Мы» — Евгений Иванович Замятин (1884–1937) по натуре и миросозерцанию был бунтарём: «Настоящая литература может быть только там, где её делают не исполнительные и благодушные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики. а если писатель должен быть благоразумным, должен быть католически-правомерным, должен быть сегодня полезным… тогда нет литературы бронзовой, а есть только бумажная, которую читают сегодня и в которую завтра заворачивают глиняное мыло…» — писал он в статье «Я боюсь». Это было писательское кредо Е. И. Замятина. И роман «мы», написанный в 1920 г., стал художественным его воплощением. Как писатель шёл к этому роману? 1917–1920-е гг. — наиболее плодотворный период литературной работы Е. И. Замятина. Писатель пишет рассказы, пьесы, работает в правлении Всероссийского союза писателей, в различных издательствах, редактирует журналы; «Серапионовым братьям» читает лекции о том, как не надо писать. Позже в романе «мы» он покажет, как не надо жить. автор не раз выступал на вечерах с чтением этого романа, знакомил критиков и литературоведов с рукописью. В России роман опубликован не был: современники восприняли его как злую карикатуру на социалистическое, коммунистическое общество будущего. В конце 1920-х гг. на Е. И. Замятина открывают травлю «литературные власти». «литературная газета» писала: «Е. Замятин должен понять ту простую мысль, что страна строящегося социализма может обойтись без такого писателя». Как это было похоже на его роман: «мы» можем вполне обойтись без неповторимого, индивидуального «я»! В июне 1931 г. писатель обращается к Сталину с письмом: «…я прошу разре шить мне выехать за границу — с тем, чтобы я мог вернуться назад, как только у нас станет возможно служить в литера туре большим идеям без прислуживания маленьким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль худож ника слова». Это был крик отчаяния пи - Евгений Замятин Сателя, которому не давали возможности Печататься, чьи пьесы на сцене театров не ставили. Получив разрешение на выезд, в ноябре 1931 г. Е. И. Замятин покинул Советский Союз и последние годы прожил во Франции, до конца сохраняя советское гражданство. роман «мы», известный читателям америки, Франции (там он был опубликован в 1920-е гг.), вернулся на родину только в 1988 г. 2) Словарная работа с литературоведческим словарём (в парах) Запись в тетрадях Антиутопия — жанр, который ещё называют негативной утопией. Это изображение такого возможного будущего, которое страшит писателя, заставляет его тревожиться за судьбу человечества, за душу отдельного человека. роман Е. И. Замятина «мы» — это роман: Y о великом техническом прогрессе, достигнутом на Земле; Y о счастье, каким его представляют люди в XXVIII веке; Y о бездуховном обществе; Y о любви и предательстве; Y о тоталитаризме; Y о свободе и несвободе человека, о его праве на выбор. Жанр романа диктовал выбор сюжетного приёма, особенности композиции. В чём они заключаются? Повествование представляет собою записи-конспект строителя космического корабля (в наше время его назвали бы главным конструктором), рассказывающем о том периоде своей жизни, который позже он сам определит как Болезнь. Каждая запись (их в романе 40) имеет свой заголовок, состоящий из нескольких предложений. Интересно проследить, что обычно первые предложения обозначают микротему главы, а последнее её идею: «Колокол. Зеркальное море. мне вечно гореть», «Жёлтое. Двухмерная тень. Неизлечимая душа». В данном случае форма конспекта удачно выбрана — отсутствие эмоций, короткие предложения, многочисленные тире и двоеточия. Для понимания содержания важно и то, что многие слова пишутся только с большой буквы: «мы», «Благодетель», «часовая Скрижаль», «материнская Норма» и т. п. Несколько искусственный, сухой язык идёт от искусственности того мира, в котором живут герои. 3) Аналитическая беседа по роману Е. И. Замятина «Мы» ♦ Каковы исторические предпосылки появления романа Е. И. Замятина «мы»? ♦ роман назван необычно — «мы». Как заявлена тема «мы» в начале романа? ♦ что настораживает читателя ещё в начале рассказа? ♦ Какое слово достаточно часто звучит в 1-й записи конспекта? (Слово «счастье») ♦ что граждане («нумера») Единого Государства воспринимают как счастье? Как живётся им под бдительным оком Благодетеля? В какие моменты жизни герой романа Д-503 чувствует себя абсолютно счастливым? ♦ Какое воплощение получила в Едином Государстве идея всеобщего равенства? ♦ Почему объектом поклонения для нумеров стала фигура тэйло-ра? Каков смысл антитезы тэйлор — Кант в контексте романа? ♦ Какие меры приняло Единое Государство, чтобы сделать своих граждан «счастливыми»? Найдите эпизоды, в которых определена цена человеческой жизни в Едином Государстве? ♦ Какую роль в формировании отношений человека с человеком, человека с властью играет? Определите авторское отношение к этому закону. ♦ Какова роль Зелёной Стены, часовой Скрижали, Единой Государственной Науки в формировании сознания граждан Единого Государства? ♦ Какова функция искусства в изображённой государственной системе? ♦ Как строится в Едином Государстве система подавления инакомыслия? ♦ Найдите в тексте романа словесные обоснования истинности счастья Нумеров (эстетические, математические, религиозные). В чём своеобразие логики этих обоснований? ♦ Как деформировались в сознании нумеров традиционные нравственные ценности? Охарактеризуйте тип общественного сознания, воссозданный Е. И. Замятиным. 4) Постановка и решение проблемного вопроса (в парах) ♦ Докажите, что в начале романа Д-503 — фанатик Единого Госу дарства. что изначально отличает главного героя от остальных нумеров? Какие внешние факторы послужили толчком к глубо ким изменениям в психике героя? В чём суть конфликта в душе Д-503? Докажите, что внутренний конфликт носит трагический характер. Как изменила любовь героя к I-330 его мироощуще ние, его видение мира и понимание своего места в нём? Почему автор доверяет повествование в романе именно Д-503? можно ли назвать этого героя лирическим героем Замятина? 5) Мини-дискуссия ♦ В Едином Государстве решены все проблемы — все сыты, одеты, обуты, есть жильё, у всех есть работа, природные стихии подчинены. Государство избавило человека от необходимости принимать решения, делать выбор (цель — убедить, что такая жизнь — счастье). Но какова плата за стопроцентное счастье? ♦ Почему есть люди, поднимающие бунт? Они бунтуют против счастья? ♦ Согласились бы вы принять такое стопроцентное счастье? ♦ Какие события, явления ХХ в. сумел предсказать Е. И. Замятин в своём романе? V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока Беседа ♦ Как охарактеризован литературный процесс в 1920-1930-е гг. в современном литературоведении? Какие обстоятельства предопределили трагический характер целой эпохи в истории русской литературы? ♦ можно ли говорить о некой близости и взаимодействии художественных концепций, творческих исканий писателей, оказавшихся в эмиграции и оставшихся в Советской России? ♦ что в пёстрой, многообразной картине литературной жизни 1920-1930-х гг. показалось вам особенно интересным? Какие произведения, созданные в то время (из опубликованных или долго не издававшихся) стали своеобразным документом Эпохи? Какие произведения, на ваш взгляд, представляют наибольшую художественную ценность? ♦ Какое место занимает сатира в советской литературе 1920-1930-х гг. XX в.? В чём своеобразие сатирических произведений м. м. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова? ♦ В чём своеобразие жанра, образной системы и языка романа-антиутопии Е. Замятина «мы»? ♦ Почему, характеризуя литературный процесс 1940-х гг., периода Великой Отечественной войны, исследователи говорят о возвращении былого единства отечественной литературы? ♦ Какие жанры преобладали в литературе 1940-х гг.? чем это можно объяснить? VI. Домашнее Задание 1. Творческое задание. Написать сочинение-размышление (миниатюру) «Счастье без свободы или свобода без счастья: третьего не дано?». 2. Знать содержание произведений м. а. Булгакова «Дни турбиных», «Собачье сердце», «Белая гвардия» (обзорно). 3. Индивидуальное задание: ♦ подготовить «литературные визитки» о жизни и творчестве м. а. Булгакова (2 учащихся); ♦ выучить наизусть стихотворение а. ахматовой «Памяти м. Булгакова» (1 учащаяся).