А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Набоков > В В Набоков и его проза
В В Набоков и его проза - сочинение


Во второй половине 80-х гг. XX в. русской читатель начал полномасштабное знакомство с литературой русского зарубежья. Одной из знаковых фигур здесь был Владимир Набоков. Как же - да ведь это автор нашумевшей «Лолиты»!.. Вот так, в роли порнографического писателя, Владимир Владимирович Набоков и вышел в сознание массового читателя. А между тем перу этого талантливого и плодовитого автора принадлежит ряд романов (среди которых выделяются «Защита Лужина» и «Дар»), множество новелл и рассказов, несколько сборников стихотворений, исследования по энтомологии, эссе, критические статьи и многое-многое другое. И это мы говорили лишь о произведениях, написанных Набоковым на русском языке. Переехав на жительство в США, Набоков стал американским писателем, блестяще владеющим английским языком. Среди его англоязычных произведений стоит назвать романы «Пнин», «Ада», «Бледный огонь», «Посмотри на арлекинов» и конечно же, фундаментальный труд — перевод на английский язык «Евгения Онегина», снабженный обширнейшим научным комментарием. Герой прозаических произведений Набокова способен принимать любое обличья, притворяться кем угодно, оставаясь в то же время самим собой — или же никем. В рассказах Набокова часто скрыта загадка, головоломка, к которой вдумчивый читатель должен отыскать решение. Это своеобразное соревнование автора и читателя: сумеет ли первый мистифицировать второго, а второй раскрыть коварные замыслы первого? Вероятно, Набокову удалось бы достичь больших успехов в детективном жанре, но ни одного подобного произведения у автора нет. Набоков хотел, чтобы его считали автором-коммерсантом, но при этом никогда не опускался до банальности, штампов, самоповторов. Каждое его большое прозаическое произведение имеет как бы свой аромат: сдержанный язык «Машеньки» ни за что не спутаешь с вычурным языком «Король, дама, валет», а герои «Отчаяния» и «Дара» - просто две противоположности. Некоторые критики утверждают, что искать жизненную правду у «индивидуалиста» Набокова бесполезно. Но так ли это? Вспомним описание парка в «Других берегах», короткий, но такой красочный пейзаж в экспозиции «Весны в Риальте». Все это зримо, выпукло, ощутимо и очень точно. Набоков не встал во главе литературного течения, не создал собственной школы, и учеником Набокова некоторые писатели признают себя с какой-то странной застенчивостью. А ведь именно Набоков помог «перетащить» груз классической русской литературы из века XIX в XX, усвоить лучшее, что было у классиков, отечественных и европейских, и создать тот неповторимый сплав писательского артистизма, словесной точности, сюжетной четкости, который мы сегодня вправе называть набоковским стилем. Обыкновенный снобизм мог руководить человеком, всю жизнь прожившим в дорогом гостиничном номере. Писательский эгоизм мог руководить человеком, не желающим «работать» с молодыми начинающими литераторами. Но рукой писателя, создававшего гармоничные, полные запахов н красок лета строки, водила Муза — та самая, многократно спародированная и отлученная, но все-таки бессмертная. И тогда пронзительно и чисто звучит финал рассказа «Письмо в Россию»: «Слушай, я совершенно счастлив. Счастье мое — вызов. Блуждая по улицам, по площадям, по набережным вдоль канала, — рассеяно чувствуя губы сырости сквозь дырявые подошвы, — я с гордостью несу свое необъяснимое счастье. Прокатят века, — школьники будут скучать над историей наших потрясений, - все пройдет, все пройдет, но счастье мое, милый друг, счастье мое останется, — в мокром отражении фонаря, в осторожном повороте каменных ступеней, спускающихся в черные воды канала, в улыбке танцующей четы, во всем, чем Бог окружает так щедро человеческое одиночество».






У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение: