А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > На дне > Сила и слабости человека в творчестве М Горького («Старуха Изергиль» «На дне»)
Сила и слабости человека в творчестве М Горького («Старуха Изергиль» «На дне») - сочинение
Во все века человек стремился к позна­нию своего «я». Одна из основных, может быть, главных целей искусства - раскры­тие этой тайны. Открыть человеку глуби­ны его души, сделать его лучше, силь­нее - в той или иной степени этого доби­вается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глу­бочайшими нравственно-философскими корнями. Проблему добра и зла силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие - Пушкин, Толстой, До­стоевский.

Горького с ранних лет волновала эта проблема. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и ху­дожника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не приту­пил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла. Уже в самом начале своего рас­сказа старуха Изергиль делит людей на «стариков с детства» и «юных, которые любят». Это очень важно для Горького. Яркие, сильные люди всегда были при­влекательны для него. Один лишь холод­ный ум без молодого сердца не дает чело­веку истинной силы. Таков Лappa - герой первой легенды. Недаром его отец - орел, житель холодных вершин. Гордос­ти уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость. В понимании Горько­го лишь горячая любовь к людям, к свое­му делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях.

Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры. В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружаю­щим? Позиция Горького здесь ясна. Ка­жущаяся сила Ларры, которому люди яко­бы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством.

В более поздних произведениях Горь­кий усложняет вопрос одиночество сре­ди людей - следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не мо­жет быть одинок, он всегда среди лю­дей - пусть чуждых ему по духу но стра­дающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Но взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука счита­ет, что слабый должен найти в жизни опо­ру и обязанность сильного - помочь ему в этом. Сатин уверен, что, действительно, сильному не нужна опора и ждать лучше­го будущего в бездействии - не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу, мы следим за этим по ходу пьесы.

При первой встрече с обитателями ноч­лежки мы видим, что перед нами люди глубоко Страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни после многих лише­ний, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут в своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услы­шанным. Ответ на жалобы — смех, изде­вательства Барона, живущего за счет На­сти, лишь забавляют ее слезы и фанта­зии. Клещ презирает всех, он, «рабочий человек», вырвется из ночлежки, он не та­ков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инстру­менты, потеряв всякую надежду, он пони­мает и принимает их как товарищей по несчастью.

Каждый герой пьесы ищет утешения в уходе от жестокой реальности. Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер «грезит» о прошлом, с каждым ра­зом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни про­шлого, ни будущего, уходит от настояще­го в воображаемый мир «чистой любви». Лука попытался перенести их мечты в ре­альный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают страданий, лишь в малой степени заме­няя реальность. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробужде­ние страшно.

Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо беде. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен противостоять невзгодам. И мы видим людей, сильных духом, но не знаю­щих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому, казалось бы, многое дано. Барон издевается над всеми и быс­тро теряет человеческий облик. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, ка­кая судьба ждала его, не появись в ноч­лежке Лука. Недаром Сатин позже ска­жет, что Лука подействовал на него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного — не утешать страдающих, а искоренять стра­дание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького.

Для Горького сила — в стремлении впе­ред, «к свободе, к свету». Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу по­могут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради дру­гих, как звезды — искры сердца Данко бу­дут освещать дорогу идущим следом.





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


На дне

На дне


Сочинение по теме Сила и слабости человека в творчестве М Горького («Старуха Изергиль» «На дне»), На дне


  Мобильная версия