А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Обломов > Женские образы в романах И С Тургенева «Отцы и дети» и И А Гончарова «Обломов»
Женские образы в романах И С Тургенева «Отцы и дети» и И А Гончарова «Обломов» - сочинение


И. С. Тургенев и И. А. Гончаров стреми­лись создать образы русских женщин раз­ных сословий. В романе «Отцы и дети» три основных пер­сонажа: Анна Сергеевна Одинцова, Катери­на Сергеевна Локтева и Фенечка. Тургенев описывает Анну Сергеевну и Катерину Сер­геевну совсем противоположными. Анна Сергеевна кокетлива, очень опытна в отно­шениях с мужчинами, разговорчива. А Кате­рина Сергеевна робка, молчалива, «беспре­станно краснеет и быстро переводит дух». Она больше любит читать, размышлять о жизни, о книгах, о людях, чем танцевать на балах и кокетничать с мужчинами. Даже во внешнем облике автор показыва­ет их противоположность, непохожесть друг на друга. Анна Сергеевна очень красива, стройна, у нее достойная осанка. «Обнажен­ные ее руки красиво лежали вдоль стройно­го стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий; спо­койно и умно, именно спокойно, а не задум­чиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались ед­ва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица». Нельзя сказать, что Катя была красавицей, но «она очень много улыбалась, застенчиво и откро­венно, и глядела как-то забавно-сурово, снизу вверх. Все в ней было еще молодо-зе­лено: и голос, и пушок на всем лице, и розо­вые руки с беловатыми кружками на ладо­нях, и чуть-чуть сжатые плечи...» Анна Сергеевна никого не любила. И хотя Базаров нравился ей своей непохожестью на других, она не могла отдаться во власть своему чувству. Она прекрасно знала, что Базаров влюбился в нее вопреки своим убеждениям, видела, как он избегает ее, понимала, что признание в любви неизбеж­но, и ждала его, довольная собой. А для Ба­зарова, наверное, это была не любовь, а только страсть. Хотя Аркадий сначала был влюблен в Анну Сергеевну, скорее, даже не в нее, а в ее кра­соту, он выбрал Катю. Я думаю, что это слу­чилось потому, что Катерина более близка к природе, естественна, добра, нежна, про­ста. С ней легко и приятно общаться. А Анна Сергеевна ведет себя гордо, даже высоко­мерно и заставляет всех, общающихся с ней, чувствовать себя не очень уютно. В свой роман Тургенев вводит образ Фенечки. Она была «беленькая и мягкая, с тем­ными волосами и глазами, с красными, дет­ски пухленькими губками и нежными ручка­ми». Фенечка могла дать Николаю Петровичу любовь, доброту, заботу, уважение, которых он, несомненно, заслуживал, будучи челове­ком добрым и порядочным. В свою очередь, Николай Петрович дал Фенечке надежную защиту, уважение, любовь. В романе И. А. Гончарова «Обломов» толь­ко два основных женских образа, тоже про­тивопоставленных друг другу. Это Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Их внеш­ность также противоположна. Ольга Серге­евна «не была красавицей, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня... Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколь­ко высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонирова­ло с плечами, плечи — с станом». Агафья Пшеницына «была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выра­жение лица; руки белые, но жесткие, с вы­ступившими наружу крупными узлами си­них жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому ис­кусству, даже к лишней юбке, чтоб увели­чить объем бедер и уменьшить талию». Ольга Ильинская пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным, как Штольц. Но душа Ильи Ильича не лежала к той жизни, которую ему предлагала Оль­га. И та поняла это: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хоте­ла, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен... как голубь; ты спрячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая: мне мало это­го, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!» Поэтому она бросила Обломова и нашла свое счастье со Штольцем. Обло­мов тоже нашел свое тихое, спокойное счастье — Агафью Пшеницыну. Только она способна дать ему спокойствие, любовь, понимание. Агафья Пшеницына уважает в нем леность, изнеженность барина, от че­го Обломова в свое время пытались изба­вить Ольга и Штольц. Мне кажется, что у Агафьи Пшеницыной, Фенечки, Катерины Сергеевны много об­щего. Они не стремятся к любви, как к сверхцели, не добиваются ее любыми спо­собами, а ждут, когда она придет сама. Ког­да к ним наконец-то приходит чувство, они выходят замуж и становятся прекрасными женами и матерями. Ольга Ильинская стремится к любви, ищет ее. Сначала она ошибается в своем выборе, но все же находит человека, кото­рый подходит ей. И. А. Гончаров и И. С. Тургенев показы­вают нам разные судьбы, разные характе­ры. И хотя у каждой женщины своя жизнь, свои переживания, их объединяет любовь и желание быть счастливыми.