А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Обломов > Загадочный Андрей Штольц
Загадочный Андрей Штольц - сочинение


У Гончарова Штольц таит в себе некую загадку. Нашему воспри­ятию, видимо, мешает то, что Обломов и Штольц не равнозначны, так сказать, с точки зрения художественной полнокровности и убе­дительности. Как только в романе речь заходит о Штольце, так появляется скороговорка. В ряде слу­чаев Гончаров не показывает Штольца, а расска­зывает о нем. Образ Обломова дан в саморазвитии, а Штольц оказался полностью во власти автора. Кстати, сам Гончаров впоследствии признавал, что Штольц «слаб, бледен — из него слишком голо вы­глядывает идея». Объясняется это в значительной степени особен­ностями дарования писателя. Гончаров утверждал, что литература призвана изображать прежде всего то, что уже отстоялось, утвердилось, ясно обозна­чилось в жизни. А Штольц и ему подобные в русской действительности только-только появлялись; их жизненные позиции, их роль в развитии рус­ского общества еще не были ясны. Отсюда и неко­торая неопределенность образа Штольца в романе. Эстетическая неполноценность Штольца может при­вести к неприятию этого героя или к искаженному его восприятию. А между тем, неплохо было бы проявить объективность и внимательнее к нему при­смотреться. Не надо забывать о том, что ведь и повествование в романе ведется в какой-то степени от имени Штольца. «А ты запиши: может быть, кому-нибудь пригодится», — говорит в конце романа Штольц автору. «И он рассказал ему, что здесь написано». Именно Штольц произносит похвальную речь Об­ломову, столь восторженную, что непонятно даже, о каком Обломове написан роман? «Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!.. Многих людей я знал с высокими качествами, но никогда не встречал сердца чище, светлее и проще...» — и т. д. Штольц один понимает, что такое Обломов, способен его защитить и оценить. «Протяни руку человеку», — вот он это и делает. Это его предназначение в романе. Ему же, Штольцу, автор передоверяет и некоторые свои мыс­ли об Обломове, идеи, взгляды. Например: «На­чалось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить ». Кто же такой Андрей Штольц? Делец, прагма­тик, рационалист. Он разрушает старую Обломовку и деятельно создает свою, новую. Повествуя о Штоль­це, автор нигде не сбивается на иронию. Но не вызывает ли у вас «положительность» Штольца своего рода подозрение? Штольцу все удается! В России! В предреформенные 50-е гг.! Да возможно ли такое? А в связи с этим сделаем небольшое отступ­ление. Не удавались русским писателям образы капита­листов! Вот захотел же Гончаров создать положи­тельного Штольца — и не получилось! А другие даже и не мыслили увидеть в представителях бур­жуазии некое созидательное начало. Разрушительное видели, а созидательное — нет. Между тем, стала же Россия на рубеже XIX—XX вв. одной из промышленно развитых стран мира. Кто же это сде­лал? В любом случае, не Обломовы же. В западной литературной традиции видим совсем другое. Бальзак, отчасти Диккенс, в XX в. Драйзер без всякого отвращения описывали радость и удо­вольствие обогащения, даже некую поэзию бирже­вой игры... Ничего подобного в русской литературе не было. Вернемся, однако же, к роману. Узнав печальную повесть о жизни Ильи Ильича, не хочется ли вам воскликнуть: Обломов, сделайся Штольцем! Или иначе: вот если бы к обломовской душевности да Штольцеву деловитость, к чистосер­дечности и наивности Обломова прибавить практи­ческую рационалистичность Штольца... Только ни­чего из этого не получится! Не станет Обломов делаться Штольцем, и не только по причине глу­бокого отвращения ко всякому действию. Во-пер­вых, Обломов свой образ жизни считает совершенно нормальным. А во-вторых, не является ли вся де­ятельность Штольца тоже «выделкой покоя», тоже стремлением к «утраченному раю»? Присмотритесь, как настойчиво писатель отмеча­ет в Штольце так называемое «естественное» стрем­ление прожить четыре времени года в течение жиз­ни, как сам Штольц строит модернизированную Обломовку вместе с Ольгой! Вот что написано в романе: «Вставали они хотя не с зарей, но рано; любили долго сидеть за чаем, иногда даже будто лениво молчали, потом расходились по своим углам или работали вместе, обедали, ездили в поля, за­нимались музыкой...» Как все, как мечтал и Обло­мов... Не обнаруживается ли некая тождественность сущностного содержания Обломова и Штольца?






У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Обломов

Обломов


Сочинение по теме Загадочный Андрей Штольц, Обломов



Популярные сочинения

  1. Сочинение на тему интересная встреча
  2. Сочинение Дубровский
  3. Сочинение мой Пушкин
  4. Сочинение письмо другу
  5. Сочинение на тему горе от ума
  6. Сочинение стилизация Дубровский
  7. Придуманная сказка про милосердие
  8. Сочинения про осень
  9. Сочинения на темы дружба и вражда
  10. 3 р
  11. Современные Ромео и Джульетта сочинение
  12. Дубровский и Тоекуров сочинение
  13. Особенности композиции картины пластова летом
  14. Сравнительная характеристика Лизы и Эраста
  15. Сочинение по творчеству Пушкина 10 класс