А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Петр Первый > Народ и государство в историческом романе А Толстого «Петр Первый»
Народ и государство в историческом романе А Толстого «Петр Первый» - сочинение


Исторический роман «Петр Первый» — это неисчерпаемый источник подробных и очень интересных сведений о славном прошлом России, о петровском времени, о социальных конфликтах, государственных и культурных реформах, о быте, нравах и людях той бурной эпохи. И что важнее всего — это источник об­разных представлений о давно ушедшей жизни, оживленной щедрым и жизнерадост­ным талантом. Печать неповторимого мас­терства писателя лежит на всем повествова­нии о Петре, поэтому роман, содержащий массу исторических сведений, свидетельст­вующий о большом художественном таланте писателя, позволяет судить о нем самом, его творческой манере, об особенностях его подхода к жизни. Проблема взаимоотношений народа и госу­дарства — вечная проблема России. Конечно же, выдающийся писатель А. Н. Толстой не мог обойти ее в своем творчестве. Ведь каж­дый талантливый писатель — всегда часть своего народа, и эта проблема становится для него и личной проблемой. А. Н. Толстому до­велось жить и творить в очень трудный и про­тиворечивый период нашей истории, когда взаимоотношения народа и власти приобрели небывалую остроту. В этом плане правомерно обращение писателя к истокам, к нашей исто­рии. Ведь понять и осмыслить прошлое — зна­чит понять и осмыслить и настоящее, и буду­щее. Эпоха петровских реформ, коренных преобразований жизни России начала XVIII ве­ка как нельзя лучше помогает понять всю сущ­ность этой вечной проблемы в условиях на­шей страны. Воплощением творческого за­мысла А. Н. Толстого стал исторический роман «Петр Первый». Продолжая традиции великой русской ли­тературы, Алексей Толстой создает роман, в котором органически сочетаются истори­ческая правда (факты, события, подлинные исторические личности) с художественным вымыслом. В судьбе вымышленного героя, рядового человека изображаемой эпохи вы­ражаются ее основные конфликты, дух об­щественной борьбы, содержание идейной жизни. Описывая жизненное поведение и внутренний мир своего героя, писатель наи­более полно и достоверно передает дух времени. Историческая правда и могучая фантазия писателя, соединившись, создают иллюзию подлинности жизни давно минувшего вре­мени. Личность Петра оказалась чрезвычай­ной и сама по себе стала воздействовать на эпоху. Петр становится центром приложе­ния действующих сил, оказывается во главе борьбы между поместным дворянством и нарождающейся буржуазией. Эпохе нужен такой человек, как Петр, и он сам искал при­менения своим силам. Здесь было взаимо­действие. Конечно, он один ничего сделать не мог — вокруг него концентрировались силы. Дей­ствие романа развертывается на огромном пространстве: это Россия от Архангельска до Черного моря, от западных рубежей до Урала, это и европейские города, где побы­вал Петр. Повествование охватывает целую эпоху, ограниченную деятельностью главно­го героя романа — Петра. Писатель показывает Петра на протяжении 25 лет. В романе изображены основные со­бытия того времени: восстание в Москве 1682 года, правление Софьи, поход русской армии в Крым, бегство Петра в Троице-Сергиеву лавру, падение Софьи, борьба за Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со шведами, основание Петер­бурга. Историческая судьба главного героя определила построение романа. Однако еще до появления Петра на страницах рома­на мы вглядываемся в картины жизни допет­ровской Руси. Тема взаимоотношений народа и госу­дарства явственно проступает буквально на первых страницах романа. Царь умер, начинается смутное время. И в разговоре мужиков звучит тревога за судьбу России, за их собственную судьбу. Ведь народ рус­ский не мыслит себя отдельно от Отече­ства, будущее страны — это и будущее на­рода. Все ждут перемен, уверены в их не­избежности, но народ боится этого, не зная, с кем ему идти, куда идти. Он не име­ет решающего' голоса в решении своей судьбы. Сторонники царевны Софьи умело толкают народ против Петра и его окруже­ния. Сцены бунта, жестокое убийство Мат­веева, оставившее такой глубокий след в душе маленького Петра, еще раз обнажа­ют всю бессмысленность и беспощадность борьбы задерганных смутой людей, стра­шащихся будущего. Растет молодой царь, растет и недовольст­во народа правительницей Софьей и князем Василием Голицыным. На пути к преобразо­ваниям Петр видит свою опору в народе. Вы­ходец из народа Алексашка Меншиков стано­вится его главным помощником. Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потешную гвардию, Преображенский и Семеновский полки, которые впоследствии славно послужат царю и Отечеству. Историческая неизбежность преобразо­ваний очевидна. Все в ожидании коренных изменений в жизни страны. Это выражается не только в глухом недовольстве крестьян, но и мелкопоместного дворянства, бояр, стрелецких отрядов. Но кто же сможет сдви­нуть с места вековые устои русской стари­ны. Ни Софья, ни царевич Иван, ни Василий Голицын не способны на это. Особенно зна­чительно (с точки зрения художественного раскрытия роли личности в истории) проти­вопоставление Василия Голицына Петру. Просвещенный мечтатель, Голицын в своих произведениях об идеальном государствен­ном и общественном устройстве предвосхи­тил многие идеи Петра. В постоянном про­тивопоставлении Голицыну и Софье писа­тель рисует Петра, растущего и мужающего в играх потешного полка в глухом уголке за­городного Преображенского дворца. Писа­тель показывает, как история «выбирает» Петра, как исторические обстоятельства формируют те качества его личности, кото­рые необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий. Писатель яркими красками рисует жиз­ненные связи и противоречия всех классов общества. Крестьяне, бояре, купцы, оппози­ционные стрельцы, раскольники и солдаты, духовенство и придворные петровского времени оживают под пером замечательно­го художника. Центром своеобразного при­тяжения является Петр и его ближайшие со­ратники: князь Ромодановский, купцы Бров­кин, Елгулин, адмирал Головнин, Александр Меншиков, Лефорт и др. Из поля зрения писателя не выпадает и ря­довой человек, человек труда. Писатель по­казывает творческий гений русского народа, без которого были бы невозможны никакие преобразования. Воспроизводя живой облик петровской эпохи, писатель не ограничива­ется обобщающими картинами народной жизни. Роль народа в петровских преобразо­ваниях раскрыта в романе значительно глуб­же и многостороннее. В массе многочислен­ных персонажей не теряются образы простых людей из народа, умельцев, тружеников. Их золотые руки, смекалка, тонкое художест­венное чутье создавали чудеса техники и ис­кусства, вбивали первые сваи для будущей российской столицы. Придя к власти, Петр начинает реформы. Он действует жестко, даже жестоко, реали­зуя свои замыслы без учета мнения народ­ных масс. Он насаждает обычаи, чуждые русскому народу, и народ стихийно протес­тует. Таким протестом явился стрелецкий бунт, причиной которого стало прежде всего непонимание народом политики царя, не­приятие тех методов, которыми он пользо­вался. Жестокая расправа над стрельцами служит ярким примером того, что государ­ство по-прежнему не хочет видеть души на­родной, по-прежнему считает его слепым орудием в своих руках. Если народ не пони­мает реформ, проводимых государством, это всегда оборачивается насилием, жесто­костью, кровью. Совсем иная сторона взаимоотношений народа и власти предстает перед читателем в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих сценах на первый план вы­ступает патриотизм народа, его стойкость, способность принести себя в жертву на бла­го Отечества. В эти-то моменты исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится частью народа. Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает солдатам тянуть пушки и повозки во время переходов, находится в самой гу­ще сражения. Царь в армии — простой бом­бардир. Противостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ — единый, могучий, раскрывающий свои луч­шие качества. Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через считанные годы русская армия раз­бивает непобедимые корпуса шведов. И уста­ми царя именно народ дает гневную отповедь фельдмаршалу О'Гильви, который не желает видеть дисциплинированности и боеспо­собности в русском воинстве. Сцена осады Нарвы демонстрирует полное единение власти с народом, приведшее к окончатель­ной победе русских. И глубоко символично, что именно Меншиков, выходец из народ­ных масс, придумал военную хитрость, поз­волившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву. Алексей Толстой показывает вольнолюбие русского чело