А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > После бала > Иван Васильевич на балу и после бала ( по рассказу Л Н Толстого «После бала»)
Иван Васильевич на балу и после бала ( по рассказу Л Н Толстого «После бала») - сочинение


Иван Васильевич — герой рассказа Л. Н. Тол­стого «После бала» — типичный представи­тель своего времени, студент, обыватель, стоящий в стороне от больших дел, живу­щий скромно и ничем не отличающийся от других. Вместе с тем за этой безликой фигу­рой стоит нечто большее: через характер Ивана Васильевича Толстой показывает от­ношение (каким оно должно быть) каждого честного и порядочного человека к тому, что творится в стране. Иван Васильевич-рассказчик предстает перед нами убеленным сединами, много­опытным, прожившим немалую жизнь чело­веком, можно сказать, учителем молодежи, человеком, имевшим влияние на молодежь и вызывавшим у нее уважение. Он принима­ется рассказывать о «делах давно минувших дней». Прием ретроспекции позволяет пи­сателю подчеркнуть сходство между про­шлым и настоящим. В то время (40-е годы XIX века) Иван Васи­льевич был студентом в университете, «ве­селым и бойким малым, да еще и богатым». В с е свое время он отдавал развлечениям да веселым похождениям (а иногда и учебе). Любил он вечера и балы, хорошо танцевал и, по мнению дам, был просто красавец. В общем, он не отличался от других моло­дых людей своего времени — был так же легкомыслен и совершенно не задумывался о нравственности, о государственных делах, о философских истинах. В последнее же время его душу целиком занимала любовь: он был безумно увлечен дочерью полковни­ка Б. Варенькой — красавицей, за которой ухаживали многие кавалеры. Случилось так, что Иван Васильевич был приглашен на бал к одному богатому камергеру, губернскому предводителю дворянства, добродушному старичку. Бал был шикарным: играла хоро­шая музыка, был накрыт чудный ужин, но главное — среди гостей была Варенька Б., что особенно радовало Ивана Васильевича. Вот начался бал, герой почти все время тан­цевал с Варенькой. Она улыбалась ему, и он был счастлив. Молодой человек очень пере­живал, когда танцевал не со своей избран­ницей, и всегда смотрел в ее сторону, будто на свою пару. Иван Васильевич не знал, лю­бит ли Варенька его, но почитал за счастье свое собственное чувство. Этой своей лю­бовью он был полностью упоен, он любил, казалось, весь мир, всех гостей, хозяйку в фероньерке, отца Вареньки, буквально всех. Восторг, радость, любовь и счастье перемешались в его душе, и он находился на верху блаженства. Особенное впечатление произвел на Ива­на Васильевича отец Вари — «статный, вы­сокий и свежий старик», с румяным лицом, бакенбардами, подведенными к усам и «за­чесанными вперед височками». Он улыбался, грудь его была украшена орденами, «он был воинский начальник типа старого слу­жаки николаевской выправки». Когда хозяй­ка уговорила его пройтись с дочерью, он вспомнил молодость (раньше он неплохо танцевал), и, несмотря на свои годы, с до­стоинством, грациозностью и изяществом исполнял все па. Дочь была счастлива, ког­да им аплодировали: она искренне любила своего отца, и ее любовь передавалась че­рез нее и к Ивану Васильевичу. Особенно умиляли его сапоги полковника Б. — старо­модные, с квадратными носами. Поговари­вали, что он не заказывал себе новых сапог, чтобы пышнее одевать свою дочь. Ивана Ва­сильевича очень тронула эта забота. Он ис­кренне полюбил отца Вареньки. И вот окончен бал. Простившись с девуш­кой, Иван Васильевич уже под утро отправ­ляется домой. Пытаясь уснуть, он понимает, что ему не до сна: чувство любви перепол­нило его. О ней он только и думает, ею толь­ко и живет. Иван Васильевич решает отпра­виться обратно, в дом Б., увидеть предмет своей любви, может быть, еще раз. Он вышел из дому. Погода была несколь­ко мрачная, скучная, сырая. (Здесь Тол­стой подводит читателя к кульминации. Слова «мрачная», «черная» повторяются несколько раз.) Подходя к дому Б., на пустыре Иван Васи­льевич увидел что-то черное, страшное. Иг­рала визгливая ужасная музыка. Иван Васи­льевич подумал было, что это учения, но, по­дойдя ближе, понял, в чем дело. Между двумя рядами солдат в шинелях ун­тер-офицеры вели привязанного к прикла­дам солдата-татарина. Его проводили сквозь, строй за побег. Удары, беспощадные и сильные, обрушивались на его спину, ко­торая представляла собой какое-то крова­вое месиво. Татарин стонал, падал, его под­нимали, сыпались удары, визжала флейта. Герой увидел военного, шедшего твердой и уверенной походкой, и его фигура показа­лась Ивану Васильевичу знакомой. Это был отец Вареньки. Молодой человек стал сви­детелем ужасной сцены: за то, что один сол­дат слабо ударил, полковник стал бить его по лицу. После всего увиденного Иван Васильевич готов был смириться, но в его душе все про­тестовало. Он не смог больше мечтать о ка­рьере военного (и не стал им впоследст­вии), даже почему-то охладело его чувство к Вареньке. Внешне согласившись и примирившись с поступками полковника, с порядками своего времени, Иван Васильевич не мог оправдать страшное насилие. Совесть каждого челове­ка подсказывает ему истину. Так получилось и с Иваном Васильевичем, что отразилось на всей его дальнейшей судьбе. Основная идея Толстого такова: даже не решаясь восстать открыто, человек восста­ет внутренне против ужасных порядков, без­закония и произвола.






У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


После бала

После бала


Сочинение по теме Иван Васильевич на балу и после бала ( по рассказу Л Н Толстого «После бала»), После бала
Близкие сочинения



Популярные сочинения