А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Преступление и наказание > Базаров и Раскольников (по произведениям И С Тургенева «Отцы и дети» и Ф М Достоевского «Преступление и наказание»)
Базаров и Раскольников (по произведениям И С Тургенева «Отцы и дети» и Ф М Достоевского «Преступление и наказание») - сочинение
В произведениях русских писателей наиболее ярко написаны два литературных образа — это Евгений Базаров и Родион Раскольников. Рома­ны, в которых появились эти герои, вышли соот­ветственно в 1863 и 1866 годах. Непростое это было время. С одной стороны — проведение ря­да реформ, обещание царем конституции, с другой — разочарование реформой 1861 года, распространение социалистических идей, не­утихающие споры между западниками с славя­нофилами. Это был период надежд и разочаро­ваний, выбора дальнейшего пути. В такой про­тиворечивой обстановке и появились такие герои, как Базаров и Раскольников.

Творческая манера их создателей, И. С. Тур­генева и Ф. M. Достоевского, различна, и это, определяет способы изображения литератур­ных героев. Если в «Отцах и детях» читатель уз­нает Евгения Базарова в основном по его сло­вам и поступкам, то Раскольникова в романе Достоевского — в большей мере по его душев­ным переживаниям, размышлениям. Мысль первична, слово вторично, и поэтому образ Ро­диона Романовича более живой, ясный и, са­мое главное, более глубокий.

Что роднит и различает Базарова и Раскольникова? Оба они молодые люди, ищут свое место в жизни, определяют свои взгляды на нее. База­ров пробует свои силы в естествознании, а Рас­кольников испытывает себя на избранность, принадлежность к числу сверхлюдей. Если пер­вый не придает власти никакого значения, то для Родиона это чуть ли не самое главное в жизни. Оба героя чрезвычайно самолюбивы, только Ба­заров в своем самолюбии стремится к свободе, независимости от чужого влияния, а Раскольни­ков к власти. Оба руководствуются своими, довольно близкими ориентирами, так как у каждого из них есть система взглядов и ценно­стей. Исходя из своих идей, они совершают те или иные поступки.

Убеждения Базарова и Раскольникова во многом похожи, хотя это не бросается сразу в глаза. Теории обоих подразумевают деление людей на две группы: простых и сверхлюдей. Только Базаров говорит об этом как бы вскользь («Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!»), а у Раскольникова данная идея со­ставляет основу всей теории. Кстати, оба счи­тают, что относятся ко второй категории лю­дей. (У Родиона это до поры до времени.)

Идея Базарова — непризнание авторитетов, и принципов существующего строя и религии, духовных и материальных ценностей. Сущность теории Раскольникова — признание права сверхлюдей на преступление во имя некой це­ли, а следовательно, отрицание нравственных принципов. На основе этих признаков взгляды Базарова можно назвать вульгарно материалис­тическими и безнравственными, а Раскольникова — откровенно фашистскими.

Почему безнравственны идеи Базарова? Ведь он призывает жить по совести, его нельзя назвать безнравственным человеком. Его, Ба­зарова, — да, а если на месте Базарова будет другой? Жить по совести, а не по законам в принципе хороший лозунг, но в то же время реакционный: мало ли что может позволить че­ловеку его совесть? Позволила же она Раскольникову убить старуху и Лизавету. К тому же о какой нравственности идей Базарова можно говорить, когда он сам скопом отвергает ду­ховные ценности. Так что эти убеждения выгля­дят не такими устрашающими лишь благодаря чистоте души того, кто их разделяет. Базарову можно позволить жить по такой формуле, Раскольникову — нет.

Программы двух героев недальновидны. Что будет делать Родион Романович со своей влас­тью, на что она ему? Конечных целей нет ни у то­го, ни у другого. Нет у обоих и положительной программы: их идеи базируются на отрицании чего-либо, будь то авторитеты или нравствен­ные принципы. И Базаров, и Раскольников — ни­гилисты, но Достоевский пошел дальше Турге­нева: он, по словам одного критик, изобразил не только идеи нигилизма, но его трагедию. Рас­кольников и есть ее жертва. Не случайно Иван Сергеевич «умертвил» своего героя: скорее все­го он не видел будущего за нигилизмом.

Базаров и Раскольников — бунтари, только бунт у каждого из них свой! у первого — рево­люционный, у второго — личностный. Револю­ционность взглядов Базарова доказывать не нужно. Важно то, что его протест продиктован несправедливостью, царившей в обществе. Ев­гений Васильевич уверен в необходимости его изменения. Бунт Раскольникова обусловлен нищетой и самолюбием. Он выступил не про­тив устройства общества (какое ему дело до «муравейника»!), а против угнетенности лично­сти и души. Поэтому его бунт — индивидуалис­тический.

Интересно, что в обоих случаях протест окон­чился ничем: Базаров умер, а Раскольников ис­пытал душевные муки. Может быть, финалом «Отцов и детей» Тургенев хотел показать несо­стоятельность революционного бунта, а Досто­евский в своем романе — пагубность любого бунта, связанного с насилием, призывая тем са­мым к соблюдению покорности? Безусловно, здесь есть доля истины: последствия таких про­тестов могут оказаться очень печальными.

Базаров презирает, а Раскольников ненави­дит окружающих людей, поэтому они оба ушли в себя, неразговорчивы, угрюмы, одиноки, не­смотря на то, что у них есть товарищи, родите­ли. Родион Романович к тому же просто «за­давлен бедностью», что делает его совсем мрачным. Но иногда в этих людях просыпается жизнь: у Базарова — когда он влюбился в Одинцову, у Раскольникова — когда он делал что-нибудь для других и когда полюбил Сонеч­ку. Что мешало этим двум людям не изменять свой статус? Прежде всего, приверженность своим идеям, переходящая в фанатизм. База­ров бросил Одинцову, чтобы сохранить чисто­ту построенной им схемы жизни; Раскольников не мог оставаться долго нормальным, живым человеком, пока оправдывал свое преступле­ние с точки зрения теории. Пагубные идеи уби­вали и в том и в другом любовь, а следователь­но, и жизнь. Базаров не отрекся от своих убеждений и умер, Раскольников же раскаялся и «ожил».

На примере героя «Преступления и наказа­ния» мы видим, что делает с человеком нена­висть, озлобленность. Базарова целиком захва­тило изучение природы, а Раскольников, обла­дая способностями к учебе, даже не открывал книг, чтобы учиться и зарабатывать себе на жизнь уроками. Базаров полюбил Анну Сергеев­ну, Раскольников же, пока не раскаялся, не лю­бил Сонечку и не мог любить, даже если бы хо­тел этого. Ненависть (в сочетании с нищетой, порожденная ею) отнимает у человека способ­ность жить в обществе, стремление и любовь к жизни вообще. Так и случилось с Раскольниковым, и в этом его наказание.

Еще один пункт, по которому можно сравнить два Данных образа, надо выделить особо, пото­му что именно в нем кроется трагедия подобных людей, их противоречивость. Это отношение к нравственности, к духовному началу. Мнение Базарова по данному вопросу неясно. С одной стороны — его фраза «а что дальше?», имеющая тот смысл, что духовные ценности важнее мате­риальных. С другой стороны — его полное не­приятие искусства, религии. Даже любовь не на­шла места в его взглядах. Базаров считает ду­ховное важнее земного, но в то же время не признает духовное... В этом он противоречит сам себе. Евгений столкнулся на практике с этим несоответствием (история с Одинцовой), что привело его в замешательство, даже испуга­ло. Базаров не смог вырваться из противоречий и умер (факт весьма символичный).

Раскольников пренебрег нравственными прин­ципами и пошел на преступление. Побудило его к этому, наверное, то, что все так делали, все по­ступались и таким образом выживали. В душе Раскольникова произошел раскол, началась борьба двух мнений. С точки зрения разума пре­ступление было оправданным, сточки зрения мо­рали — нет. В конце концов Раскольников понял, что обо всем нужно судить с позиций нравствен­ности, и это вернуло его к жизни.

На примере двух литературных героев — База­рова и Раскольникова — мы видим картину раз­вития и упадка нигилизма, прошедшего путь от безобидной базаровской модели до страшной раскольниковской теории, претворяемой на практике. Создателями этих образов вскрыта ан­тигуманная сущность данного явления, его ото­рванность от национальных корней, его отрица­ние и очернение всей жизни народа, всех ее сто­рон, отсутствие в нигилизме каких бы то ни было идеалов, осквернение религии, в которой герой усматривал лишь суеверия и предрассудки, тогда как возможен иной подход к ней.

Базаров и Раскольников очень похожи: у них во многом совпадают взгляды на жизнь, харак­теры, они оба способны творить добро, оба ока­зываются в противоречии ит. д. Но есть и разли­чия, в основном обусловленные разными усло­виями жизни героев. Отсюда в Раскольникове появляется и отчаяние, и обостренное чувство справедливости, и ненависть. Всего этого нет в Базарове. Несмотря на ошибочность своих воззрений (а у Раскольникова и жестокость), оба молодых человека вызывают скорее не нена­висть и порицание, а сочувствие — сочувствие к трагической судьбе обоих. У них есть чему по­учиться: у Базарова — силе воли, стремлению к познанию, у Раскольникова — способности проявлять благородство и сострадание в самые тяжелые моменты жизни.

Авторы романов «Отцы и дети» и «Преступле­ние и наказание» ставили разные цели, но была у них и одна общая — обличение пороков анти­гуманных форм общественных отношений. И большую роль в достижении этой цепи сыг­рали образы Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, тем самым внеся большой вклад в дело гуманизма.





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение по теме Базаров и Раскольников (по произведениям И С Тургенева «Отцы и дети» и Ф М Достоевского «Преступление и наказание»), Преступление и наказание


  Мобильная версия