А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Преступление и наказание > Религия как способ разрешения нравственных проблем
Религия как способ разрешения нравственных проблем - сочинение


Среди важнейших вопросов, постав­ленных русской культурой XIX века, во­прос о религии занимает особое место. Для Достоевского, человека глубоко ре­лигиозного, смысл жизни заключался в постижении христианских идеалов любви к ближнему. В «Преступлении и наказа­нии» автор изобразил человеческую ду­шу, прошедшую через страдания и ошиб­ки к постижению истины. В XIX веке стала видна недостаточность прежних христи­анских аксиом, и все они предстали пе­ред человеком в виде вопросов, требую­щих безотлагательного решения. Но са­ма насущность этих вопросов, самосознание, что от них зависит дальнейшая судьба и всего общества, и каждого чело­века, ясно показали, что усомнившемуся человечеству нужно было лишь убедить­ся в истинности своей прежней веры. Мне кажется, Достоевский очень хорошо это осознавал, и это оказало немалое значение на его творчество, ведь пред­шественники никогда так, как он в романе «Преступление и наказание», не ставили вопрос о нравственности человека. Главный герой романа «Преступление и наказание» — Родион Раскольников, от­зывчивый, добрый по натуре человек, ко­торый тяжело переживает чужую боль и всегда помогает людям, даже если ставит под угрозу свое дальнейшее существова­ние. Он необыкновенно умен, талантлив, терпелив, но, вместе с тем, горд, малооб­щителен и очень одинок. Что же заставило, что побудило этого доброго, умного, бес­корыстного человека пойти на убийство, совершить тяжкий грех? Кажется, у такого человека и мотива к убийству никогда не будет. Но постоян­но уязвимая гордость Раскольникова му­чает его, и тогда он решается на убийст­во, чтобы бросить вызов окружающим и доказать себе, что он не «тварь дрожа­щая», а «право имеет». Этот человек мно­го вытерпел и перестрадал. Раскольников был беден, и его гордость была задета тем, что он питался объедками, прятался от хозяйки, которой долго не платил за свою убогую каморку. В этой нищенской комнате и родилась чудовищная теория преступления. Автор тщательно описывает ее зарож­дение. Раскольников спрашивает себя: «Тварь ли я дрожащая или право имею?» 35 Он долго размышля0ет, к какому разряду людей принадлежит сам, однако после совершенного преступления вдруг осо­знает, что не соответствует своей теории, так как совесть не дает ему покоя. Достоевский, разумеется, не согласен с философией своего героя и заставляет его самого в ней разубедиться. Рассмат­ривая с христианской точки зрения пре­ступление Раскольникова, автор выде­ляет в нем в первую очередь факт пре­ступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников — человек, по христианским понятиям яв­ляющийся глубоко грешным. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, не­любовь к людям, мысль о том, что все — «твари дрожащие», а он, возможно, «пра­во имеющий», избранный. Как же Раскольников смог постичь оши­бочность собственной теории и возро­диться к новой жизни? Безусловно, он со­вершил преступление, жестокое пре­ступление, но разве он не страдает из-за этого? Раскольников становится жертвой своего преступления: «Я себя убил, а не старушонку». Хотя, согласно морали, убитая старуха-процентщица, вызываю­щая чувство страха и отвращения, тоже имела право на существование, однако жизнь ее ничего не стоила. «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шести­десяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простово­лосая», — вот так ее описывает Достоев­ский. Согласитесь, очень похожа на пуш­кинскую «пиковую даму». Раскольников пришел к убеждению, что «на общих ве­сах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки» значит «не более как жизнь вши», поэтому он решил избавить окру­жающих от безжалостной старухи. Но он не задумывается над тем, что од­но преступление влечет за собой другое, независимо от того, какого человека убили, «тварь ли дрожащую» или «право имеющую». Так случилось и с Раскольниковым. Убив никчемную старуху, он ли­шил жизни человека, который вызывает у читателя жалость и по сути ни в чем не провинился перед людьми. Итак, мы видим, что Раскольников — это не просто преступник, а жертва свое­го же преступлени