А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Преступление и наказание > Сочинение на тему «Двойники» Раскольникова в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание»
Сочинение на тему «Двойники» Раскольникова в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание» - сочинение
Перефразируя известную мысль Ф. Достоевского «че­ловек есть тайна», можно сказать, что и роман «Преступ­ление и наказание» — тайна. Сложным является образ Раскольникова, в котором уживаются человек и убий­ца: один стремится помогать, спасать униженных и ос­корбленных людей, а другой, рассудительный, цинично анализирует поступки первого. Психологию Расколь­никова писатель раскрывает через сознание его «двой­ников» и антиподов. Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элемен­ты его «теории» отражают так называемые «двойники», а положительные — антиподы. К «двойникам» Расколь­никова относятся Лужин и Свидригайлов.

Петр Петрович Лужин — «деловой человек», над­ворный советник, «служит на двух должностях и имеет свой капитал». Так пишет о Лужине мать Раскольникова и представляет его Луниным женихом. Из этого письма мы также узнаем, что цель женитьбы Лужина на Дуне «...взять девушку честную, но без приданого, и непремен­но такую, которая уже испытала бедственное положение, потому что... муж ничем не должен быть обязан своей жене, а гораздо лучше, если жена считает мужа на свое­го благодетеля». Поняв сущность Лужина, Раскольников восклицает: Не бывать этому браку, пока я жив, и к чер­ту господина Лужина!»

В основе жизненной позиции Лужина лежит теория «разумного эгоизма». Девиз его жизни: «возлюби, пре­жде всего, одного себя, ибо все на свете на личном интере­се основано». Лужин отвергает жертвенность ради обще­го блага, утверждает бесполезность «единичных щедрот» и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о «всеобщем преуспевании».

В расчетах Лужина уловимы интонации голоса Рас­кольникова. Оба они находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор. Раскольников полагает: никчемная старуха все равно умрет; Лужин же, подкладывая в карман Сони банкноту в сто рублей и обвиняя ее в воровстве, считает, что падшая Соня все равно рано или поздно украдет.

Правда, идея Лужина не приводит его к топору, но Раскольников, прошедший такой путь в реальности, может легко предположить, что будет в дальнейшем: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедова­ли, и выйдет, что людей можно резать». По своей сути Лужин — хищник, для которого все средства хороши, для которого не существует ни моральных норм, ни угры­зений совести; он оставляет за собой право решать участь другой личности. Являясь «двойником», Лужин очищает «теорию»  Раскольникова от сострадания и альтруизма.

Образ Свидригайлова еще больше показывает лож­ность «теории» Раскольникова. Аркадий Иванович Свид-ригайлов, как и Раскольников, тоже «переступил», меж­ду этими героями возникает таинственная страшная связь. Раскольников в этом аморальном человеке, как в кривом зеркале, видит самого себя. Да и сам Свидригай-лов утверждает, что они с Раскольниковым «одного поля ягода», что между ними «есть общая точка». Образ Свид­ригайлова помогает автору показать, что даже человек с черной душой, привыкший причинять страдания другим ради удовлетворения своих страстей, даже такой человек не может безнаказанно совершать преступления. Рано или поздно он останется в пустоте с ощущением полней­шей беспросветности, когда жить уже больше невозмож­но. Но Свидригайлов переступил не только через чужую жизнь, он преступил через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильной личности. О нем говорили, что он отравил свою жену Марфу Петровну, что он истязал и довел до само­убийства своего слугу Филиппа, что жестоко оскорбил глу­хонемую четырнадцатилетнюю девочку, и она повесилась. Но на счету Свидригайлова немало и добрых поступков: устраивает судьбу Сони и детей Катерины Ивановны, спа­сает от сводни свою невесту-девочку. Но добро, соверша­емое Свидригайловым, не может оправдать преступления минувшего, оно не способно возродить его больную душу. Муки совести не покидают его, а погубленные им люди появляются во снах. Да и Раскольникову он говорит: «Не думай, что ты убил и на этом все кончено, убитый то­бой человек живет в тебе, не отпустит тебя ни на шаг...». Жизненный итог Свидригайлова — самоубийство. Смерть Свидригайлова — гибель идеи Раскольникова, раскрыва­ющая чудовищный самообман главного героя.

Таким образом, образы Лужина и Свидригайлова де­монстрируют то, к чему может привести на практике осу­ществление индивидуалистической теории Раскольнико­ва о «вседозволенности» личности. Так, «теория» Лужина сопоставлена с «теорией» Раскольникова, нравственная позиция героя сопоставляется с моралью Свидригайлова.





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Преступление и наказание

Преступление и наказание


Сочинение по теме Сочинение на тему «Двойники» Раскольникова в романе Ф М Достоевского «Преступление и наказание», Преступление и наказание


  Мобильная версия