А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Сочинения > Пушкин > Александр Пушкин (1799—1837) «Песнь о вещем Олеге»
Александр Пушкин (1799—1837) «Песнь о вещем Олеге» - сочинение
Тема. Поэтизация древнерусской старины. Летописный источник «Песни...»

Цель: познакомить с содержанием баллады, показать ее связь с летописным источником; раскрыть приемы, с помощью которых поэту удалось воссоздать исторический колорит Древней Руси; совершенствовать навыки выразительного чтения баллады; показать причины интереса Пушкина к истории и отражение этого в балладе; воспитывать культуру связной речи, культуру устного ответа: лаконичность, последовательность, доказательность, эмоциональность; воспитывать умение видеть ассоциативные связи в произведениях разных видов искусства. Оборудование: портрет Пушкина, репродукция картины В. Васнецова «Нестор-летописец» (эскизный вариант для росписи Владимирского собора в Киеве), раздаточный материал — текст и сетка кроссворда.

ХОД УРОКА

I. Конкурс выразительного чтения баллад наизусть

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Работа с использованием приема «Цепочка»: несколько слов о Пушкине

2. Беседа с учащимися

1) Что связано с Пушкиным в нашем городе? (Если єсть памятник, то что вы знаєте об истории его создания?)

2) Какие произведения на историческую тематику есть у Пушкина и почему поэт обращался к истории? («Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости»,— сказал поэт. Но, наверное, не только это послужило причиной обращения к древнерусской старине. Возможно, поэт пытался найти в прошлом связь с теми вопросами, которые мучили его в настоящем. Ми постараемся в ходе работы над произведением это увидеть.) 3) Какие произведения Древней Руси сохранили для нас описание многих событий старины?

3. Сообщение учащихся о «Повести временных лет».

Обращение к репродукции картины В. Васнецова «Нестор-летописец».

4. Чтение отрывка из «Повести временных лет» о смерти князя Олега

Учитель. Зта летописная история легла в основу произведения А. С. Пушкина, с которым вы познакомились дома. Кстати, а к какому жанру мы отнесем «Песнь о вещем Олеге»?

Что значит слово «песнь» в заголовке? (Поэтическое произведение поэтического характера. Поэтому и падежные окончания будут соответствующие — о «Песни», в «Песни»...)

5. Работа с лексикой баллады

1) Вопрос домашнего задания: Удалось ли поэту воссоздать исторический колорит Киевской Руси? Каким приемом он пользовался? (Использование в тексте устаревших слов)

2) Работа с кроссвордом (текст кроссворда и сетку раздать на каждую парту)*.

В сильном классе можно уделить время для пояснення лексических или фонетических особенностей устаревших слов (могущий, брег).

По горизонтали:

1. Земляная насыпь над могилой воина.

2. Причина смерти князя.

3. Имя преемника князя Олега.

4. Приспособление для метания камней.

* Учащимся, которые справились с кроссвордом раньше других, можно поставить баллы.

5. Мальчик-подросток.

6. Имя первого князя на Руси — героя баллады.

7. В тексте: судьба.

8. Языческий жрец, прорицатель.

9. Берег (устаревшее).

10. Древнее название Константинополя.

11. Битва, бой (устаревшее).

12. Предвидящий будущее, пророческий.

По вертикали:

1. Титул владыки Киевской Руси.

2. Могучий, сильный (устаревшее).

3. Топор с небольшим лезвием на длинной рукоятке.

4. Воинский отряд князя.

5. Сосуд для вина на тризне.

6. Доспехи князя.

7. Кочевой тюркский народ, противники Древней Руси.

8. Поминальный пир у древних славян.

9. Верховный языческий бог славян, покровитель воинов, оружия, войн. 1

0. Языческий жрец и прорицатель, соврем: волшебник.

11. Быстрый, резвый.

12. Лоб (устаревшее).

Ответы к кроссворду:

По горизонтали: 1. Курган. 2. Змея. 3. Игорь. 4. Праща. 5. Отрок. 6. Олег. 7. Жребий. 8. Волхв. 9. Брег 10. Цареград. 11. Сеча. 12. Вещий.

По вертикали: 1. Князь. 2. Могущий. 3. Секира. 4. Дружина. 5. Ковш. 6. Броня. 7. Хазары. 8. Тризна. 9. Перун. 10. Кудесник. 11. Ретивы. 12. Чело.

III. Подведение итогов урока

Учитель. Мы сегодня построили урок, опираясь на уже известные вам сведения о балладе как о жанре литературы.

Худ. В. Васнецов. Нестор-летописец Что интересовало поэта в седой древности?

Мы сумели определить жанр произведения, показать приемы, которые использовал поэт для воссоздания исторического колорита.

А что ж нового внес Пушкин в сюжет, ВЗЯТЬІЙ из летописи?

IV. Домашнее задание

Определить значение слова «вещий»; ответить на вопрос: «Кого из героев и почему сопровождает в тексте это определение?»





У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений

Сохранить сочинение:


Александр Пушкин

Александр  Пушкин


Сочинение по теме Александр Пушкин (1799—1837) «Песнь о вещем Олеге», Пушкин


  Мобильная версия